Великолепный Король Тантр Раскрывающий Все Тайны

Śrīguhyasarvacchindatantrarāja

དཔལ་གསང་བ་ཐམས་ཅད་གཅོད་པའི་རྒྱུད་ཀྱི་རྒྱལ་པོ།

dpal gsang ba thams cad gcod pa’i rgyud kyi rgyal po

Toh. 384, Degé Kangyur, vol. 79 (rgyud ’bum, ga), folios 187a.2-195b.7

Я выражаю почтение Великолепному Ваджрасаттве!

Однажды я слышал, что Бхагаван пребывал в равностности в утробе Ваджрной Царицы, являющейся просветленными телом, речью и умом всех татхагат.

Потом, окружение, включая бодхисаттву Ваджрагарбху и других, совершило три обхода против часовой стрелки, а также внешние, внутренние и тайные подношения и спросило:

О Благословенный Ваджрадержец!
Что есть "тайна"?
Как она раскрывается?
Каков смысл тантры?
И кто её король?

Первая Тайна

Бхагаван ответил:

"Тайна" четырехчастна.
Первая, это практика стадии зарождения
Связанная с посвящением сосуда.
Я учил медитации на поддерживающем и поддерживаемом,
Чтобы практикующие смогли оставить
Двойственные концепции о вселенной и её обитателях.

Каждая из её деталей имеет определенный смысл.
Вначале, в других тантрах,
Я учил о пустотности и прочем.
Касательно деталей поддерживающего и поддерживаемого,
Сначала изложу смысл поддерживающего.

Представьте, что подобно тому, как одна свеча зажигает другую,
Из слога hum в сердце
Исходит темный e,
Который превращается в обширный, глубокий треугольник.

Его три угла, это просветленные тело, речь и ум.
Что означает устранение трех ядов.
Три стороны, это три освобождения.
Что означает устранение десяти неблагих,
Которые возникают из обыденных тела, речи и ума.

Дхармакайя незапятнана,
Поэтому естественным образом всепроникающа.
Таков смысл слова обширный.

Поскольку даже шраваки, пратьекабудды,
А также бодхисаттвы,
Не осознают дхармакайю,
Она объясняется как глубокая.

Далее, снова из hum в сердце
Исходит hum, превращающийся в ваджру,
Которая трансформируется в ваджрный шатер.

Существует два препятствия:
Первое, к жизни, второе, к освобождению.
Это две препятствующие силы,
Внешние и внутренние.

Внешние создают препятствия к жизни.
Внутренние создают препятствия к освобождению.
Смысл ваджрного шатра в том,
Что он защищает от двух видов препятствий.

Потом, как и ранее, yam превращается
В форму, подобую полумесяцу.
Это дает контроль над оставлением концепций
И приводит к рассвету неконцептуальности.
Таков смысл подчинения.

Касательно смысла четырех флагов,
Я учил, что они означают
Все вещи в трех временах.

Треугольная мандала огня из ram
Означает гневный ритуал.
Трехспицевая ваджра означает три тела будды.

Говорится, что круглый диск воды из bam
Означает прекращение умственной активности.
Сосуд, это четыре аспекта дхармакайи.

Квадратная золотая земля из lam
Обладает природой процветания.
Пятиспицевая ваджра, это пять мудростей.
Восемь вершин Горы Меру, поверх этого,
Означают восемь освобождений.

Восемь кладбищенских земель,
Символизирующих отсутствие концепций об обыденной вселенной и её обитателях,
Должны быть расположены по порядку слева и справа.

Более того, концепции, связанные с каждой деталью,
Должны быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.

Символизирующие полностью развитую силу противоядия,
Деревья непрерывно располагаются по порядку.
Защитники направлений расположены как символы
Для преодоления концепций ведущих к десяти неблагим.

Восемь нагов расположены,
Чтобы устранить дурных,
Подверженных привязанности, гневу и неведению.

Дождевые облака располагаются,
Чтобы тело и речь смогли действовать на благо живых существ,
С ваджрной гордостью в двух телах формы будды
И наделенные великим сочувствием.

Внутреннее и тайное одинаковы.
Касательно абсолютного, четвертого,
Это следует изучить в устной традиции.

Далее, внутри, возникает божественный дворец.
Bhrum превращается в восьмиспицевую чакру.
Восемь спиц означают восемь сознаний.

Чакра превращается в Вайрочану.
Смотря снаружи, он блестящий внутри.
Подобным образом, изнутри наружу.
Смысл в том, что все возникает как одно.

Пять видов драгоценных камней символизируют пять тел будды.
Пять видов цвета обозначают пять семейств.
Говорится, что четыре угла, это четыре чистые земли.

Четыре стороны, это четыре способа притяжения.
Четверо ворот, это четыре основы памятования.
Восемь колонн, это восемь освобождений.
Четыре балки символизируют четыре мудрости.
Говорится, что украшения ворот и прочее,
Это силы и тому подобное.

Далее, сидениями внутри дворца
Являются лотосы, рожденные из гласных как семенных слогов.
Сидение из лотоса обозначает незапятнанность клешами,
Например, страстью и так далее.

Солнце и луна поверх лотосов
Символизируют искусные средства и мудрость.
Сначала обучают трупу
Для устранения Я или концептуальности.

Обладающее четырьмя признаками, сидение центрального божества
Даруется каждому из окружения,
Так как каждый из них является апектом центрального божества.

Так завершается поддерживающая мандала,
Объединенная со своим предначертанным смыслом.

Далее, согласно четырем видам рождения,
Порождаются божества.

Чудесное рождение, это мгновенное проявление,
Подобно рыбе, выпрыгивающей из воды.

Рождение из тепла и влаги, это проявление из условий,
Подобно лотосу питаемого солнцем.

Рождение из яйца происходит посредством излучения и поглощения,
Подобно меди произведенной из камня.

Рождение из утробы происходит благодаря союзу,
Сжигаемый сверху и формируемый снизу,
Подобно статуе сделанной из воска.

В итоге полностью проявлен Вайрочана и дворец.
Позже, порождается Херука.
Посвящение дарует Бхагаван Акшобхья.
Восхваление, это Ратнасамбхава.

Подношение, это Амогхасиддхи.
Вкушение нектара, это Амитабха.
Сиддхи, возникающие из этих
Шести аспектов, экстраординарны.

Далее, касательно рецитации или медитации,
Бывают существа высших, средних и малых способностей.
Говорится, что существа высших способностей
Медитируют или рецитируют в полном объеме.

Существа средних способностей должны сфокусироваться на центральном божестве в союзе.
Существа малых способностей фокусируются на глазах центрального божества.
Достигнув стабильности, фокусируясь на глазах,
Они должны медитировать на всех тридцати семи чертах.
Существа средних способностей поступают также.

Внутри тела расположены каналы, по ним циркулируют ветра,
На этих ветрах путешествует ум.
Малая практика связана с формой,
Более глубокая с мантрой и бинду,
И абсолютная с дхармой и семью частями.
Учить таким образом, это чрезвычайно глубоко.

Всё, чему я учил ранее,
Должно быть понятно четырехчастно.
Более того, каждая часть также четырехчастна.
Многосторонний способ изложения невероятно глубок.

Внешнее и внутреннее, это смысл мантры.
Изображение мандалы, это внешний смысл.
Связь с внешним, это внутреннее.
Тайна только этого, это тайный смысл.
Мастерство, это смысл совершенства.

Изображение мандалы, это внешний смысл.
Внутреннее, связанное с характеристиками мандалы,
Каждая скандха, элемент и аятана
Трансформированы в божеств - в пять, шесть или тридцать семь.
Лево, право, верх, низ, врата и прочее,
Должны быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.

Потом Ваджрагарбха спросил:

Что есть завершение "тридцати семи"?
Как они "развиваются"?
Каковы этапы?
Как выглядит поддерживающая мандала?
Что насчет сессий и перерывов?
Как объединяются воззрение и поведение?
Расскажи мне, о Вира!

Бхагаван ответил:

Тридцать семь, изначальная причина,
Ведет к следствию, то есть недвойственной мудрости.
Поэтому, причина, предшествующая следствию,
Это становление центральным божеством.

Просто даже в становлении Херукой
Присутствуют все причины.
Двадцать четыре места и прочее,
Должны быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.

Следствие не происходит из неверной причины -
Ячмень не вырастает из зерна пшеницы.
Следствие не происходит из неполной причины -
Росток не появляется из поврежденного зерна.
Следствие не происходит без причины,
Подобно аромату из цветка пространства.
Причина, это не причина без условий,
Подобно лесному пожару без ветра.
Начинающий, наделенным таким образом четырьмя частями,
Оставит концепции.

Говорится, что "развитие" выполняется тем,
Кто занимается практикой божества.
Множество аспектов, внешние и внутренние,
Объясняются как этапы практики.

Говорится, что данная поддерживающая мандала
Бывает трех видов -
Без внутреннего двора, без навеса и с навесом -
Согласно наклонностям.

Вследствие деления на четыре чакры,
Учат четырем ежедневным сессиям.
Перерывов тоже четыре.

Учат, что практикующий, который переключился
На двадцать два с половиной минуты часа и медитируют в восемь сессий,
Уравновешивает сессии и перерывы.

Во время перерывов, практикующие
Средних и малых способностей
Должны излучать божеств в полном объеме
И должным образом совершать подношения и прочее,
Подобно тому как одна свеча зажигает другую.

Под "воззрением" понимается самадхи,
А последующее достижение, это поведение.

Практикующим стадию зарождения
Разрешается следовать поведению ношения шести украшений.
В связи с тайным посвящением,
Разрешается следовать поведению украшений и амриты.
Я говорил, что принадлежащие к семейству ваджра, ратна, падма и карма разрешается следовать поведению.
Связанным с посвящением мудрости-знания
Разрешается всё то же, что и предыдущим,
И, в частности, им разрешено следовать поведению связанному с мудрой.

Придерживающиеся как поведения без воззрения,
Так и воззрения без поведения,
Нарушают самайи тайной мантры
И переродятся существом ада в авичи.

Поэтому, поведение без воззрения должно быть оставлено,
Так как это поведение враждебного демона.
Подобным образом, воззрение без поведения также должно быть оставлено,
Так как истязание тела посредством аскезы
И презрение к скандхам, которые есть Вайрочана и другие,
Это не более, чем работа сухого интеллектуала.

Соответственно, воззрение и поведение должны быть объединены -
Когда слон встает, он встает целиком,
И когда он садится, он садится целиком.

Потом Ваджрагарбха спросил:

Что понимается под амритой?
Какое поведение связано с ней?
Как возникают её качества?
Расскажи мне, о центральное божество,
Все смыслы украшений и прочего!

Бхагаван ответил:

Учат, что амрита трехчастна.
Вначале наслаждаются внешней амритой.
Расположите пять крюков
В пяти амритах и пяти видах мяса.
Это следует начать в восьмой и четырнадцатый дни месяца.

Далее, соберите silha древесину, Акшобхью и сухой навоз.
Это следует начать в двенадцатый и шестнадцатый дни месяца.

Потом, возьмите Херуку, Вайрочану и сущность сухого навоза.
Учат, что восьмой, четырнадцатый и пятнадцатый дни,
Растущей и убывающей луны,
Благоприятны для всего.

Лев должен быть белым и внешне великолепным,
Его тело и речь благородны и без изъянов -
Это основа для образования плоти.
Касательно быка или слона,
Это должна быть плоть того, чьи мускус и подобное возникают
На основе единственной физической причины - съедания цветка ketaka.
Говядина должна содержать желчь.
Конское мясо должно происходить от короля среди лошадей,
Чей внешний вид не белый и не красный,
И чья плоть не меняет ни форму, ни цвет.
Человеческое, это мясо седьморожденного.
Практикующий должен исследовать свои тело, речь и ум.
Контейнером для еды должна быть капала, сделанная из одного куска.
Амриту реализуют, расположив ингредиенты внутри капалы.

Высшие, средние и малые знаки -
Кипение, пар и пузырение -
Относятся к внешним знакам.

Более того, смысл возникновения знаков состоит в искоренении старости.
Если не были слышны звуки, то сиддх не будет.
Когда возникнут звуки, обретешь чистоту.

Внутренняя амрита является самовозникшей.
Прервав поток амриты, истекающей
Из девяти отверстий, держащего колокол,
Она наполняет тело подобно семенам кунжута.
Далее, когда дыхание входит в авадхути,
Проявляется циркуляция верхнего шестого.

Когда silha и камфора пребывают в центре,
Циркулирует нижний шестой.
Это тайная амрита,
Которая побеждает седые волосы, морщины и смерть.

Практика поведения двухчастна:
Для высших и начинающих практиков.
Амрита внешего шестого даруется,
Чтобы они следовали стадии зарождения
И устранили фиксацию на кастах.

Начинающие обладают как внешней, так и внутренней амритой,
Имеющей множество функций.
С помощью неё устраняются седые волосы и концептуальность,
И освящаются четыре мандалы.

Учат, что йогин постигнет шестого,
Расположенного в центре,
Четыре ширины пальца выше верхнего конца относительного,
Посредством ознакомления с пятым.

Посредством стабилизация дыхания в районе пупка,
Постигается верхний шестой.
Его функции разнообразны.
Йогин будет свободен от страстного желания и будет ощущать себя бодрым.
Подобно орлу, не падая,
Он будет парить в небе.

Говорится, что нижний шестой расположен
В центре высших и разъединенных.
Этому учат высших практикующих,
И польза от этого многообразна.
Это блокирует отверстие, держащего колокол.
Это уничтожает гнев, первое из украшений.

Этап подчинения Рудры
На великой кладбищенской земле Шитавана,
Это уничтожение концептуальности посредством амриты.
Вместе с этим четыре просветленные активности.
Посредством мудры очищается желание.

Потом Ваджрагарбха спросил:

Что понимается под "шестым"?
Каков высший практикующий?
Как очищается желание?
Расскажи мне, о Вира!

Бхагаван ответил:

Из четырех - право, лево, верх и низ -
Возникает пятое - пространство.
Учат, что отсутствие самосущности пятого,
Это "шестой".

После блаженства, высшего блаженства,
Вместерожденного блаженства и свободы от блаженства,
Возникает пятый - великое блаженство.
Чистота великого блаженства, отсутствие самосущности,
Это шестой, относящийся к нижней двери.
Поэтому, стремящиеся к шестому
Медитируют на полноценном пятом,
Следующем за четвертым.

Например, когда силу алхимии
Применяют к медному объекту,
Сама медь становится золотом,
А само золото происходит исключительно из меди.
Аналогично, Будда не учит,
Что шестой появляется из чего-нибудь другого, кроме пятого.

В течение года, месяца, двух недель,
Дня, ночи и часа,
Шестой проявляется только на мгновение.
Это не в компетенции начинающих.

Подобным образом, капля амриты,
Расположенная в сосуде с водой,
Переживается как вода,
А амрита не переживается.

Тем не менее, на основе воды,
Приходят также и к переживанию амриты.
Аналогично, на основе обширного пятого
Возникает простой шестой.
Я учил этому в других тантрах.

Практикующий прошедший пять знаков, восемь вкусов,
Или восемь этапов, и таким образом обретший ясновидение,
Полностью оставил кармамудру.

Практикующий махамудру,
Придерживающийся джнянамудры,
Это высший практикующий.
Объясняют, что он ухватил шестого.

"Желание", это сансара,
Его очищение, это нирвана.

Вторая тайна

Далее, вторая тайна.
Это глубокий смысл взаимозависимого происхождения,
Связанный с тайным посвящением.

Сначала породите ваджрную гордость.
Знайте, что дакини, это каналы.
Знайте, что даки, это бодхичитта.
Знайте расположение чакр, сами чакры
И связанные с ними практики.

Расстояние от чакры великого блаженства
До стечения Брахмы -
Сорок восемь ширин пальца.
Каждая чакра три ширины пальца,
Такова природа просветленных тела, речи и ума.

Места расположения посвящений и чакр
Должы быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.
Практикующий должен определить находится ли ветер ануса
В трех или в четырех ширин пальца от огня стечения Брахмы.

Три пространства, это тайное место.
Подобным образом, три пространства отмечают ригпа чакру.
Четыре ширины пальца, это место Хайягривы.
Восемь ширин пальца, это место Тайного Защитника Блаженства.

На основе особенностей телесных опор,
Мужских и женских практикующих,
Расстояние в сорок восемь ширин пальца может быть подразделено.
Таким образом, на расстоянии в восемь ширин пальца находится тайная чакра.
Остальные чакры, расположенные на промежутке в сорок ширин пальца,
Должны быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.

Практикующий должен определить
Находятся ли они внутри или вовне позвоночника.

Существуют два типа чакр.
Первое, это сами чакры, второе, это каналы.
Учат, что чакры четырехчастны:
Условные, тайные, естественные и инициированные.
Есть две условные, четыре тайные,
Шестнадцать естественных и две инициированные чакры.
Чандали, двадцать четыре,
Скрыты в четырех чакрах.

Если во время собрания вы отвергните своего учителя,
Распространите его устные наставления или будете их обсуждать с другими,
Получите тайную стадию, чтобы потакать желанию,
Отвергните или принизите скрытые смыслы,
Воспрепятствуете тайной мантре или оскорбите другие практики,
Тогда вы будете перерождаться в великом аду авичи,
Пока не уйдут тысяча и один будда.

Я не говорил, что нужно скрывать что-либо
Скрытое в этих чакрах.
Таким образом, скрытое в других тантрах,
В этой тантре я объясню в деталях.

Тридцать два, поделенное на левую и правую части,
Скрыто в шестидесяти четырех.
Тридцать два, сдвоенное,
Скрыто в шестнадцати.

Тридцать два, сгрупированное по основным и промежуточным направлениям,
Скрыто в восьми.
Венечная чакра скрыта в макушке.
Тайный Защитник Блаженства скрыт в пупке.

Шестнадцать, сдвоенное,
Скрыто в восьми.
Шестнадцать, поделенное на правую и левую части,
Скрыто в тридцати двух.
Шестнадцать, умноженное на четыре,
Скрыто в шестидесяти четырех.

В горле, в чакре наслаждения,
Испытывают шесть вкусов.
Таким образом, расана скрыта в чакре наслаждения.
Чакра Хайягривы скрыта в горле.

Восемь, поделенные на правую и левую части,
Скрыто в шестнадцати.
Восемь, с правым, левым, верхом и низом,
Скрыто в тридцати двух.

Восемь, поделенное на восемь частей, с правым, левым, верхом, низом
И четырьмя промежуточными направлениями,
Скрыто в шестидесяти четырех.
Огонь в стечении Брахмы скрыт в огне.

В дхарма чакре в сердце познаются все феномены.
Поэтому, ригпа скрыто здесь.

Шестьдесят четыре, сдвоенное,
Скрыто в тридцати двух.
Шестьдесят четыре, сгрупированное по четыре,
Скрыто в шестнадцати.
Шестьдесят четыре, сгрупированное по восемь,
Скрыто в восьми.

Ветер ануса скрыт в ветре.
Тайное чандали скрыто в чандали.
В каждой чакре находятся четыре чакры,
Которые обвиваются снаружи в форме жизненной силы.

И хотя воды, потоки и реки
Текут различным образом,
В океане они становятся одного вкуса.

Играющее в пупке, просветленное тело великого блаженства
Наделено освобождениями и "пустыми",
А также главными и второстепенными знаками.

В сердце - дхармакайя,
Также наделенное освобождениями и прочим.
Аналогично, в горле - самбхогакайя,
И в чакре великого блаженства - нирманакайя.

Главные знаки сверху и пустотность снизу,
Это первый союз великого блаженства.
Освобождения сверху и второстепенные знаки снизу,
Это второй союз великого блаженства.
Остальные должны быть изучены благодаря устным наставлениям.
Изначальные десять сил, это десять союзов.

Ветер, это сущность Тары, в том,
Что природа дыхания наполняет шесть каналов.
Огонь, это сущность Пандаравасини, в том,
Что три угловых канала наполнены теплом.

Естественно присутствуют
Восемь и пять характеристик.
Восемь, это первые восемь гласных.
Пять, это первые пять согласных,
Или пять суффиксов, дворец знания.

Слева и справа от гласной буквы Хайягривы
Находятся два слога а, по периметру девять лепестков.

В чакре Тайного Защитника Блаженства,
В центре четырех нейтральных букв и двух слогов а,
Находятся тридцать семь факторов пробуждения.

Далее, касательно характеристик каналов,
Семьдесят две тысячи внешних каналов
Расположены в плоти и порождают жир.
Сто двадцать внутренних каналов
Расположены в жире и порождают костный мозг.

Тридцать два тайных канала
Расположены в костях и порождают камфору.
Три канала таковости
Расположены в тайном месте и порождают блаженство.

Существуют семьдесят две тысячи домов.
Каждый дом содержит сто тысяч домов.
В этих домах находятся семьдесят две тысячи
Видов червей, и их количество также надо понимать,
Как умноженное на сто тысяч.

Учат, что в внутренних и тайных каналах
Виды червей также соответствуют числом.
Внутри трех каналов таковости
Находятся девять червей, порождающих желание.
Посредством триады дня, ночи и сумерек,
Практикующий должен понять их число как девять.

Камфора расположенная в этих каналах,
Это амрита, возникающая из союза.
Амрита и прочее, уже были объяснены.

Представьте, что yam становится мандалой ветра,
А ram мандалой огня.
Поверх этого расположен слог a, превращающийся в капалу.
Потом, pam становится восьмилепестковым лотосом.

Внутри этого представьте лунный диск.
Расположите мяса и прочее.
Четыре ширины пальца или полную длину большого пальца над центральный божеством,
Представьте слоги в обратном порядке.

Синий, красный и белый.
Представьте, что hum становится ваджрой.
Поверх, визуализируйте слог mam,
Пребывающий на солнечном диске.
Это союз амриты.

Пять видов мяс превращаются в пять сидений.
Крюки трансформируются в пять амрит.
Кармические ветра раздувают огни,
Которые плавят луну, центральное божество и прочее -
Это обычная амрита.

Три слога и солнце плавятся -
Это "божественная амрита".
Я учил, что призываемое лучами света,
Это джняна амрита.

Обход по кругу просветленных тела, речи и ума три раза,
Является практикой благословения.
Учат, что вкушение и подношение амриты,
Это "практика подношения".

Потом, следует практика игры,
Смысл которой надо понимать, как право и лево.
Далее, в практике плавления,
Равнопребывающий ветер и огонь чандали
Трансформируют тонкое тело в сущность четырех мудростей.

Одна часть, Акшобхья и Вайрочана,
Это плотоядная дакини, равностность.
Одна часть, это совместная активность,
Которую подносят черви, дакини действия.

Одна часть, ветер и желчь,
И далее желчь, слизь и прочее,
Должны быть изучены благодаря устным наставлениям учителя.

Каналы, дакини мудрости,
Подносит мудрость различения.
Одна часть, отсутствие самосущности,
Посредством зерцалоподобной мудрости
Подносит ваджра дакини.

Ветра, это ваджра дакини,
Каналы, это дакини мудрости.
Камфора, это плотоядная дакини,
И черви, это дакини действия.

Более того, все детали дакинь,
Пребывающих в каналах и в других местах,
Должны быть поняты в правильном порядке.

Просветленное тело, это дакини действия.
Просветленная речь, это плотоядная дакини.
Просветленный ум, это дакини мудрости.
Великое блаженство, это ваджра дакини.

Более того, детали дакинь
Должны быть поняты в соответствии с центральной чакрой.

Блаженство, это дакини действия.
Высшее блаженство, это плотоядная дакини.
Естественное блаженство, это дакини мудрости.
Великое блаженство, это ваджра дакини.

Дака, это лунный диск,
А дакини, это солнечный диск.
Чандали, двадцать четыре,
Разъясняются как четыре чакры, скрывающие их.

Чакра великого блаженства поглощается внутрь чакры наслаждения.
Чакра наслаждения поглощается внутрь дхарма чакры.
Касательно вышеописанной последовательности поглощения,
Все плавится в бинду.

Это подобно тому, как одно солнце
Светит в десяти направлениях,
Однако всё обилие лучей слито в нем.
Это также похоже на зонт вселенского правителя,
Составленный из деревянных механизмов.

Более того, поглотившись в дхарма чакре в сердце,
В центре солнечного и лунного дисков, размером с семя нута,
Расположено бинду, размером с горчичное семя.
Вокруг него, слева и справа,
Гирлянда мантры, тонкая как прядь волос.
Гласные и согласные обвиваются вокруг бинду подобно змее.

Таковы практики бинду.
Когда ум обрел в этом стабильность,
Можно медитировать на тонкой практике.

Представьте, что луна растворяется в буквах,
Буквы растворяются в солнце,
Солнце растворяется в диакритику гласной "у".
Потом она и прочее постепенно растворяются.

Пять частей, это пять мудростей.
Такова тонкая практика.
Далее, удерживая ум на тонкой наде,
Поэтапно медитируют.

Потом проявляется самоосознающая мудрость,
В которой все феномены, будучи пустотными, одного вкуса.

Более того, способ, которым
Дхарма чакра и нирмана чакра
Плавятся и горят,
Необходимо узнать благодаря устным наставлениям учителя.

Внешние концепции, это ветер правого канала,
Внутренние концепции, это ветер левого канала.
В центральном канале, где затруднено движение ветров правого и левого каналов,
Выше ключевого места относительного,
На расстоянии в четыре ширины пальца, три канала сходятся в одной точке.

Поскольку в этом месте дыхание затруднено,
Поначалу следует держать его здесь.
Далее, удерживайте его в месте эманации.
В качестве альтернативы, следуют знать как вести подсчет дыхания.

Третья тайна

Далее, третья тайна.
Связанная с посвящением мурости-знания,
Она объясняется как основная черта блаженства.

Анус дрожит и волосы на теле встают.
Учат, что природа этого -
Двенадцать анупалабдхи блаженства.

При циркуляции бодхичитты, пребывают в неконцептуальности.
Двадцать пять анупалабдхи высшего блаженства
Полностью наполняют тайную драгоценность.

Учат, что анупалабдхи вместерожденного блаженства,
Это дхармакайя.
Остановка потока блаженства, это блаженство прекращения,
Его анупалабдхи, это два тела формы будды.

Более того, все методы -
Предварительные, вспомогательные и сам союз,
Вместе с их смыслом,
Выполняются поэтапно.

Несмотря на множественное излучение подобное скоплению звезд,
Они сливаются подобно солнцу и луне.
Несмотря на слияние подобно солнцу и луне,
Они недвойственны подобно затмению.

Потом Ваджрагарбха спросил:

Что такое скопление звезд?
Что такое слияние?
Что такое недвойственность?

Бхагаван ответил:

Тридцать семь факторов пробуждения
Излучаются как признаки причины.
Три тела будды и пять мудростей
Излучаются как признаки плода.

Причины включены в семь,
А плоды включены в три.
Причины растворяются в плодах.
На плод следует медитировать как на двухчастный.

Все феномены, это сущность ума.
Ум пустотен.
В смысле пустотности, всё одного вкуса.
Это простор лишенный принятия и отвержения.

Чтобы полностью очистить желание,
Желание, укорененное в пяти мудрах просветленного тела -
Паре махамудры и джняна мудры,
Вместе с самайя мудрой, дхарма мудрой и карма мудрой -
Становится чрезвычайно глубоким.

Это трехчастное великое блаженство -
Природа развития и завершения,
И чакра великого блаженства.
Первое, пребывает как буква e в тайном месте.

Второе, наполняющее нирмана чакру,
Ригпа чакру и другие,
Пребывает в Тайном Защитнике Блаженства.

Естественная чакра великого блаженства
Наполнена вкусом великого блаженства,
Подобно семени кунжута наполненному кужутным маслом.

Подобно капающему соку
Из обрубленной ветки дерева,
Из великого блаженства исходят
Сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч форм.

Сначала проявляется облачная форма.
Вторая похожа на дым.
Третья, это форма молнии.
Четвертая похожа на масляную лампу.
Кроме того, эти формы проявляется
Согласно порядку чакр - нирмана и другие.

Проявление формы облака,
Это знак рождения, слог а.
Учат, что напоминающее масляную лампу,
Это знак смерти, слог ham.

Пятый, похожий на пространство,
Надо понимать как пустой знак
Промежуточного состояния, недвойственность.
Кроме того, дрожание и прочее
Следует изучить благодаря устным наставлениям учителя.

Далее, касательно третьей тайны,
В связи с посвящением мудрости-знания,
Характеристики четырех блаженств следующие:
Дрожание ануса, поднятие волос
И дрожание тела, это сущность блаженства.

Созерцание блаженства от циркуляции бодхичитты
Из основания тайного ваджры,
Это сущность высшего блаженства.

Созерцание неразрывного соединения ваджры и лотоса,
Это сущность вместерожденного блаженства.
Созерцание блаженства прекращения потока блаженства,
Это сущность блаженства прекращения.

Кроме того, характеристики этих трех,
Такие как фактор бодхичитты и прочие,
Следует понимать в терминах того, что было описано ранее.

Блаженство называют "сиянием".
Высшее блаженство, это блеск.
Чрезвычайное блаженство, это близость.
Вместерожденное блаженство, это ясный свет.

Природа четырех мудростей,
Это противоядия, разрушающие четырех демонов.
Грубый уровень тайно уничтожается четырьмя.
Четыре тонких демона естественно
Уничтожаются в четырех чакрах.

Четыре блаженства, испытываемые на основе чакр,
Проявляются как четыре мудрости,
И поэтому уничтожают четырех демонов.

Три яда, основанных на желании,
Это демон клеш,
В которого включены двенадцать признаков желания.
Тайный Защитник Блаженства уничтожает клеши.

Цвет и форма, это демон скандх.
Чакра Хайягривы уничтожает скандхи.
Четыре скрытых вещи, это демон богов.
Ригпа чакра уничтожает демона богов.

Касательно смерти и рождения,
Тайна отсутствия их начала уничтожает владыку смерти.
Уничтожение тонких демонов аналогично.

Касательно четырех моментов и четырех разделов,
Четырех благоприятных и четырех истин,
Четырех элементов и четырех матерей,
Четырех чистых земель и так далее -
Не выйдет найти чего-то более высокого,
Чем четыре мудрости.

Это по причине разновидностей концепций
И, более того, разновидностей наклонностей
И разновидностей различных религиозных систем
Из-за чего учили такому множеству.

Учат, что практикующий, прошедший три посвящения,
Это великий, полностью посвященный монах.
Так как учат, что он осуществит все.

Потом Ваджрагарбха спросил:

Что из себя представляет трижды инициированный полностью посвященный монах?
Каковы его действия?

Бхагаван ответил:

Полностью посвященные монахи и прочие трехчастны:
Индивидуального освобождения, бодхисаттвы
И видьядхары.

Соответственно последовательности взятия обетов,
Одного, четырех, десяти или двухсот пятидесяти,
Подразделяют на временного держателя обетов мирянина, постоянного держателя обетов мирянина,
Монаха новичка и полностью посвященного монаха,
Все они относятся к индивидуальному освобождению.

Щедрость, великая щедрость,
Чрезвычайная щедрость и совершенная щедрость,
Соответствуют бодхисаттвам временно держащим обеты мирянина,
Постоянно держащим обеты мирянина, монахам новичкам
И полностью посвященным монахам.

Следующие благу,
После вхождения в мандалу,
Это сторонники блага - временные держатели обетов мирянина.
С семью, они велики.

Касательно, в частности, трех великих,
Пребывая в служении благу посвящения сосуда,
Таковые находится в служении благу - постоянные держатели обетов мирянина.
Поэтому, с семью, они велики.

Пребывающие в согласии с благом тайного посвящения
Находятся в гармонии с благом - монахи новички.
С семью, они становятся великими.

Поддерживая благо мудрости-знания,
Таковые являются сторонниками блага - полностью посвященными монахами.
С семью, они велики.

Эти трое великих
Также являются тремя не возвращающимися,
В том смысле, что возвращение к кармическому становлению, сансаре и нижней колеснице -
Три оставления -
Соответственно, оставлены посредством трех колесниц,
Последователи колесницы видьядхар придерживаются плода.

Практикующий, следующий данному плоду,
Должен пребывать в одеждах
Домохозяина или ваджрадхары
И даровать посвящения, проводить освящения и прочее.

Я не учил, что нужно следовать тайному поведению
В одеждах всех трех колесниц.
Например, медь добывается из камня.
На основе меди можно наслаждаться видимостью золота.
Когда есть медь, нет камня.
Становясь золотым, камень более не проявляется.

Будда не учил,
Что полностью посвященный монах видьядхара
Должен следовать
И обетам индивидуального освобождения, и обетам бодхисаттвы.

Четвертая тайна

Далее, четвертая тайна,
Связанная с четвертым посвящением.
Здесь следует медитировать,
Преодолев постоянно движущийся ум,
А также сопутствующие ему объекты медитации -
Формы и прочее, на которых он фиксируется.

Полностью оставив все ориентиры
Схватываемых объектов и схватывающих субъектов,
Поскольку природа ума немыслима,
Не следует думать о чем-либо вообще.

Когда природа ума погружена в пустоту,
А пустота погружена в ум,
Концепции о пустоте, не пустоте и прочем,
Уничтожены, оставляя ум подобный небу.

Не существует поддерживающего и нет чего-либо поддерживаемого.
Не существует даже непревзойденного состояния.
Совершенное присутствие именно этого
И есть вместерожденное недвойственное ригпа.

Завершающее учение

Далее, Бхагаван учил о поведении:

Аутентично медитировав на махамудре,
Без знания, что гневные танцы
И мудры, это всего лишь иллюзорные проявления,
Родишься надменным духом -
Одним из королей восьми кладбищенских земель -
Лишенный сочувствия, пожиратель плоти и крови.

Вошедший во внешнюю, внутреннюю, скрытую
И абсолютную мандалы и обретший посвящение,
Обязан медитировать, рецитировать и прочее,
Чтобы не препятствовать и не порочить тайную мантру.

Унижение любой духовной практики,
Высмеивание ваджрных родственников,
А также учеников с общими тантрическими обязательствами,
Нарушение коренных и вторичных самай,
Ругань на ламу - плодом этих является
Рождение существом ада в авичи.

Я объяснял, что незнающие
Значения каналов-чакр
Глубокого взаимозависимого происхождения,
Сидят на лезвии длиной шестнадцать ширин пальца.

Если скрытая тайна не будет познана
Посредством трехчастного анупалабдхи скрытого,
Тогда родишься внизу существом ада.
Подобно колесу тележки
Будешь крутиться вследствие созревания кармы.

Посредством знания этого, сам смысл воззрения - собственное самоосознание,
Самоосознание, какое бы блаженство не желалось,
Самоосознание, какое бы иллюзорное проявление не желалось,
Самоосознание, подобное хрустальному шару,
Фундаментальное пространство и мудрость, и прочее -
Таким образом раскрывается.

Смысл тантры трехчастен.
Чакра великого блаженства, это причинная тантра.
Тайная ключевая точка, это тантра метода.
Тайный Защитник Блаженства, это тантра плода.

Учат, что сосуд, это причинная тантра;
Тайна, это тантра метода;
Мудрость-знание, это тантра плода.

Учат, что рождение, это причинная тантра.
Учат, что смерть, это тантра метода.
Промежуточное состояние, это тантра плода.

"Тантра" означает континуум,
Её король, обучающий тайнам,
Излагал их как четырехчастные.

Посвящение сосуда является тайным для начинающих.
Во время посвящения сосуда, тайное посвящение является тайным.
Мудрость-знание является тайным в тайном посвящении.
Самоосознание является тайным в посвящении мудрости-знания.
Тайная чакра, это четвертая тайна.

Потом, бодхисаттва Ваджрагарбха и собрание дакинь равное в количестве атомам в Горе Меру обошли Бхагавана по кругу три раза и исчезли.

Так завершается "Великолепный Король Тантр Раскрывающий Все Тайны". Переведено пандитом Гайядхара и переводчиком бхикшу Сакья Еше.