12. Этапы ясного света и союза стадии завершения

[Эта глава завершает изложение трех ключевых элементов стадии завершения. Здесь представлены следующие ключевые элементы: абсолютный, этап ясного света; и нераздельность относительного и абсолютного, этап союза.] Объяснение абсолютного ключевого элемента, этапа ясного света стадии завершения, начинается с предисловия и последующего детального изложения.

Абсолютный ключевой элемент, ясный свет, изложен следующим образом:

Здесь изложен этап ясного света стадии завершения, опирающийся на ключевые точки, согласно абсолютному ключевому элементу.

Этот раздел состоит из двух частей: разъяснение смыслов термина ясный свет и разъяснение медитации на ясный свет.

Основой является как истинная природа, так и то, что проявляется во время смерти и засыпания.
В аспекте пути, воззрение пустоты, истинной природы, является общим смыслом.
Светоносность, непрерывная ясность этой пустоты, является буквальным смыслом.
Вместерожденное блаженство, порожденное растворением ветров в центральном канале, является тайным смыслом.
Сопровожденный дуальностью, это ясный свет примера, без нее, это подлинный.
Неконцептуальная изначальная мудрость является причиной реализации и окончательного плода.

В "Подобно драгоценности" Майтрейи написано1:

Природа ума это ясный свет.
Она неизменна, подобно пространству.

Упоминаемый в этой цитате ясный свет основы является ясным светом истинной природы, изначально чистой, естественно ясной и светоносной основы всех феноменов. Более того, он также является ясным светом во время засыпания и ясным светом во время смерти, так как оба этих ясных света возникают как для практикующих путь, так и для всех остальных, независимо от того, были ли они замечены ими или нет.

В аспекте пути, через анализ, основанный на логике и текстовых источниках, и через опыт, ясный свет основы познается как нерожденная пустота, истинная природа всех феноменов. Так понимается ясный свет общего смысла с точки зрения общей с путем парамит. С точки зрения, присущей только пути тайной мантры, ясным светом общего смысла является растворение всех феноменов в ясном свете посредством либо тотального постижения, либо последовательного растворения2.

Непрерывная ясность пустоты является ясным светом буквального смысла. По сути это идентично изложенному ранее ясному свету основы.

Посредством ознакомления и развития этих различных видов ясного света, ветра растворяются в центральном канале и ясный свет четвертой шуньи или четвертое, вместерожденное блаженство распознается на опыте. Это является реализацией ясного света тайного смысла. Если вместерожденное блаженство или четвертая шунья сопровождены субъектно-объектным дуализмом, тогда это ясный свет примера. В случае, если они свободны от этого дуализма, тогда это подлинный ясный свет. Эти виды ясного света закладывают причину для непосредственного постижения пустоты посредством неконцептуальной изначальной мудрости, являющейся природой всех феноменов. Это непосредственное постижение пустоты является ясным светом этапа обучения.

Ясный свет этапа за пределами обучения достигнут, когда все феномены полностью проявлены как изначальная мудрость, и, через слияние материнского и сыновнего ясного света3, они предстают как измерение бесконечного простора. Это является ясным светом окончательного плода.

Состоит из двух частей: непосредственно медитационные методы и изложение созерцания восьми освобождений.

Для корректного порождения ясного света тайного смысла,
Посредством таких методов как тотальное постижение и последовательное растворение,
Необходимо предварительно получить опыт вхождения, пребывания и растворения ветров в центральном канале.

Далее излагаются методы медитации на ясный свет. Если говорить в общем, то целью практики является ясный свет тайного смысла. Однако, перед этим необходимо достигнуть точного знания ясного света общего смысла. В "Абхидхане тантре" написано4:

По природе, не обладая независимым существованием,
Все феномены, как и пространство, не запятнаны омрачениями.
Всегда медитируй на их пустотности,
Посредством изначальной мудрости.

Метод медитации состоит в растворении мира и его обитателей в ясный свет, посредством одного из двух видов созерцаний. Этот метод можно встретить в каждой из работ великих практикующих. Нагарджуна в "Пяти этапах" говорит5:

Ученики, получившие тайные наставления6,
Усердствуют в двух видах йоги.
Первая это тотальное постижение,
Вторая это последовательное растворение.

Таким образом, говорится что есть два вида созерцания - тотальное постижение и последовательное растворение. Касательно них, в том же тексте написано7:

От головы до ног,
Пока свет не достигнет сердца,
Йогин приходит к истинному пределу:
Это известно как тотальное постижение.8

Сначала, живое и неживое
Растворяется в ясном свете,
Потом, тоже происходит и с самим собой.
Это шаги последовательного растворения.9

Подобно тому, как пар от дыхания
Исчезает с поверхности зеркала.
Вновь и вновь, йогин приходит
К истинному пределу [ясного света].10

Корректное развитие этих созерцаний является чрезвычайно глубоким ключевым моментом собирания ветров и тигле в сердечной [чакре]. Вследствие чего возникают пять знаков последовательного растворения земли, воды, огня, ветра и сознания. В "Продолжении Гухьясамаджи тантры" они объясняются следующим образом:11

Первый, подобен миражу.
Второй, дыму.
Третий, светлячкам.
Четвертый, свечению масляной лампы.
Пятый, длительному свету,
Подобно небу без облаков.12

После этого проявляются четыре шуньи. В безоблачном небе [пятого знака], проявляется свет первой шуньи, подобный свету луны. Затем проявляется возрастание света второй шуньи, подобное свету солнца. Далее проявляется кульминация света третьей шуньи, подобная повсеместной тьме ночи. В итоге проявляется ясный свет четвертой шуньи, подобный [совершенно чистому] небу на рассвете, которое не испорчено влияниями лунного света, солнечного света и темноты. Проявления этих четырех описаны в "Пяти этапах" Нагарджуны.

Касательно этой темы, ранние мастера утверждают, что растворение ветров в сердце, посредством практики внутренних и внешних методов, порождает особую четвертую шунью, то есть подлинный ясный свет. Когда же ветра просто растворяются, порождается четвертая шунья, то есть ясный свет примера, являющийся подобием подлинного.

Говорится, что эти два созерцания, а также йоги каналов, ветров и тигле материнских тантр, порождают четыре блаженства и четыре шуньи, растворяя мир и его обитателей в ясный свет. Существует множество подобных деталей касательно методов практики. Однако, для корректного порождения подлинного ясного света тайного смысла совершенно точно необходимо предварительно получить опыт вхождения, пребывания и растворения ветров в центральном канале. Более того, Нагарджуна и Арьядева утверждают, что для медитации на ясный свет необходимо достижение подлинного иллюзорного тела.

Основой восьми освобождений являются этапы вхождения в ясный свет.
Смысл иной, несмотря на применение одного и того же термина.

Восемь освобождений это отличительные признаки, основанные на этапах подлинного пробуждения, ведущего к ясному свету. Эти этапы включают в себя следующие: получение опыта созерцания посредством тотального постижения и последовательного растворения; внутренние и внешние элементы проявляются подобно пространству; элементы возникают как проявления сознания; опытное постижение их пустотности; наличие усилия поддержания внимания; отсутствие усилия поддержания внимания.

Термин "восемь освобождений" используется также в колеснице признаков13. Однако, в данном контексте, он обладает особым смыслом, так как в этом случае признаки выделены на основе изначальной мудрости нераздельных блаженства и пустоты, являющиеся способом вхождения в ясный свет.

[Первый], непрерывные проявления собственных ветров и ума возникают подобно ясным образам. Это освобождение воплощенных, смотрящих на форму.

[Второй], пять скандх растворились в ясном свете и всё возникающее, как внешний объект, воспринимается как иллюзорное по природе тело божества. Это освобождение бесформных, смотрящих на форму.

[Третий], в начале последовательного растворения, я и все внешние проявления воспринимаются как не имеющие основы для обозначения. Потом, во время непосредственно растворения, даже тело божества и возникающее блаженство, всё это постигается как не имеющее независимого существования14. Это освобождение с помощью прекрасных форм.

[Четвертый], ясный свет появляющийся, когда все относительные явления были растворены посредством последовательного растворения, является светом. Это освобождение бесконечного пространства.

[Пятый], свет, проявленный чрезвычайно сильно, это возрастание света. Это освобождение бесконечного сознания.

[Шестой], возрастание света, проявленное без самосущного существования, это кульминация света. Это освобождение ничего.

[Седьмой], отсутствие фиксации [на предыдущем этапе света], сопровожденное намеренным, легким усилием внимания, является полной кульминацией света ведущей вплоть до четвертой шуньи. Это освобождение вершины сансары.

[Восьмой], освобождение прекращения, это пребывание в безусильной15 изначальной мудрости блаженства и пустоты, в которых прекратилось любое двойственное восприятие.

Раздел состоит из двух частей: изложение смыслов, выраженных термином союз, и метод медитации на союзе.

Нераздельность пустоты и сострадания является союзом общего смысла.
Пребывание вне концептуального разделения на два, является союзом буквального смысла.
Особый этап, нераздельность пустоты и великого блаженства, и нераздельность иллюзорного тела и ясного свта, является союзом тайного смысла.
Три шуньи, возникающие в прямом порядке16 и проходящие в обратном, являются союзом требующего обучения.
Противоположностью этого, является союз за пределами обучения.

Воззрением пути парамит является союз общего смысла, то есть реализация нераздельности пустоты и взаимозависимого возникновения или союз пустоты (мудрости) и великого сострадания (метода).

Воззрением, присущем только пути тайной мантры, является союз общего смысла, что есть нераздельность вместерожденного блаженства (метода) и ясного света (мудрости).

Союз двух истин, без концептуального деления на относительную и абсолютную, является союзом буквального смысла.

Получив наставления по союзу буквального смысла и обретя опыт союза общего смысла, йогин достигает особого этапа. Согласно материнским тантрам, под "союзом" понимается "единый вкус", который подобен соединению воды и молока, а в данном случае объекта, то есть пустоты обладающей всеми качествами, и субъекта, то есть неизменного великого блаженства. Об этом в "Сампуте тантре" написано17:

Нераздельное объединение двух аспектов,
Подобно соединению воды и молока,
Известны как мудрость и метод.

Воззрение отцовских тантр изложено Нагарджуной в "Пяти этапах"18:

Когда относительное и абсолютное,
Сначала познаны раздельно,
А потом подлинно объединены вместе,
Это называют союзом.19

Относительная истина это самоосвящение тела, чтобы оно проявилось как иллюзорное тело. Абсолютная истина это ум постигающий абсолютную реальность посредством ясного света. Объединение или нераздельность этих двух так, чтобы никогда не было одного без другого, является союзом. Данные [описания согласно материнским и отцовским тантрам] являются союзом тайного смысла.

После этого, необходимо тренироваться на пути возникновения трех шуньят в прямом порядке и прохождения их в обратном порядке. Через это достигается этап союза требующий обучения, относящийся к первому из двенадцати ступеней реализации.

Союз за пределами обучения является противоположностью ранее описанного. Он находится за пределами обучения на пути, так как свободен от возникновения и прохождения трех шуньят в прямом и обратном порядке. Он включает в себе как поддерживамое, то есть дхармакайю, чей субъект и объект обладают двумя аспектами чистоты20, так и поддерживающее, то есть рупакайю, созданную исключительно на основе ветра и ума. Несмотря на то, что эти два концептуально разделяются, по природе они нераздельны и известны как "тело изначальной мудрости", являющееся абсолютным союзом.

Метод медитации состоит в проявлении иллюзорного тела из состояния ясного света, подобно рыбе выпрыгивающей из воды.
Возникшее является либо подлинным, либо подобием.

При медитации на союзе сначала последовательно растворяется мир и его обитатели, а потом из состояния ясного света, порожденного четырьмя шуньями, возникает иллюзорное тело. Или, другими словами, проявление только из ветра и ума, этапа самоосвящения, из состояния ясного света, подобно рыбе выпрыгивающей из воды. Нагарджуна в "Пяти этапах"21 говорит:

Посредством этапа самоосвящения,
На основе только ветра и ума,
Лучи света, обладающие формой,
Приносят благо всем живым существам.

Подобно неожиданному прыжку рыбы из чистой реки,
Возникает сеть магической иллюзии из четвертой шуньи22.

Иллюзорное тело возникает из союза изначальной мудрости (которое по растворению трех шуньят, стало полностью ясным светом) и тонкого ветра, на котором сознание изначальной мудрости передвигается. Подобно тени, иллюзорное тело невозможно разрезать. Это ваджрное тело, являющееся природой Ваджрадхары23, неподвластно никакому виду разрушения. Так объяснено в "Лампе, кратко излагающей тантрическую практику"24 Арьядевы.

Кто-то может не понимать как данное иллюзорное тело отличается от иллюзорного тела только из ветра и ума, возникающее из пустоты после растворения ветров, которое растворяют в пустоте, а потом снова проявляют. Однако, между ними большая разница. Тело, созданное на основе только ветра и ума, возникающее из пустоты после растворения ветров, является только иллюзорным телом. Пребывание в ясном свете, после того как мир и его обитатели были растворены, является только ясным светом. Таким образом есть чередование между иллюзорным телом и ясным светом.

Но в данном случае, для проявления иллюзорного тела из ясного света, необходимо, чтобы ум пребывал в природе ясного света и, одновременно с этим, тело возникало в виде иллюзорного тела.

Касательно этого мастера говорили, что проявление иллюзорного тела из подлинного ясного света является подлинным союзом. А проявление иллюзорного тела из подобия ясного света, является подобием союза.

  1. "Подобно драгоценности" (Toh. 4024), vol. Phi, f.57b1.
  2. Подробнее в примечаниях 33, 34 к Главе 7.
  3. Под ясным светом матери ('od gsal ma) понимается ясный свет основы, а под ясным светом сына ('od gsal bu) понимается опыт ясного света, развиваемый на пути посредством йогических методов.
  4. "Абхидхана тантра" (Toh. 369), vol. Ka. Цитата не найдена.
  5. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, f.55a1. Последняя строка второй строфы - de bzhin rjes su gzhig pa'o - немного отличается от версии в IOK.
  6. Под тайными наставлениями (man ngag) понимаются устные наставления полученные от учителя касательно непосредственно пробуждения, то есть этапа ясного света. ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.137b).
  7. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, f.55a1-3.
  8. Согласно Лакшми, тотальное постижение, это медитация на первый слог, то есть слог a, в центре восьмиспицевой дхарма чакры. Из слога исходит свет от головы до пальцев ног. При возвращении света в слог тело растворяется. Собственная природа, не имеющая точки отсчета, познается этим созерцанием ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.263b3-5).

    Нагабодхи объясняет тотальное постижение следующим образом. Представив слог a (являющийся символом отсутствия независимого существования у всех феноменов) в восьмиспицевой дхарма чакре в сердце, йогин представляет, как свет из слога распространяется по всему телу. Потом свет возвращается и трансформирует сердце в абсолютную реальность. Таким образом входят в истинный предел, абсолютную реальность. Таково описание созерцания тотального постижения ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.137b6-7). Дополнительно об этом можно узнать в примечаниях 33, 34 к Главе 7.
  9. Лакшми объясняет, что из первого слога, то есть слога a, исходит кольцо света, растворяющее все живое и неживое. Потом, свет растворяет тело йогина. Это созерцание последовательного растворения ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.263b5-6).

    Нагабодхи объясняет, что свет из слога распространяется через поры и растворяет всех существ, идентичных по природе центральному божеству. Подобным образом растворяется тело йогина. Созерцание называется последовательным растворением, потому что все существа растворяются подобно частицам, которые делятся на все более малые частицы ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.138a1-2). Дополнительно об этом можно узнать в примечании 34 к Главе 7.
  10. Данные строки из "Пяти этапов" Нагарджуны приводят примеры созерцаний тотального постижения и последовательного растворения. Лакшми сравнивает исчезание пара от дыхания с поверхности зеркала с тем, как йогин неоднократно входит в состояние абсолютной реальности. Он говорит, что как отражение осенней луны в чистом пруду нельзя назвать настоящей луной или сказать, что это что-то другое, так и ясный свет присущий собственному уму и уму других существ нельзя описать другими словами ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.263b6).

    Подобным образом Нагабодхи сравнивает отражение осенней луны в чистом пруду с последовательным растворением, а мгновенное исчезание пара от дыхания с поверхности зеркала с мгновенным постижением, в котором йогин мгновенно входит в истинный предел, ясный свет ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.138a1-5).
  11. "Продолжение Гухьясамаджи тантры" (Toh. 443), vol. Ca, f.154b4-5.
  12. Лакшми объясняет, что первый знак, подобный миражу (smig rgyu), проявляется в силу растворения земли в воде. Второй знак, подобный дыму (du ba), проявляется в силу растворения воды в огне. Третий знак, подобный светлячкам (mkha' snang/ srin bu me khyer), проявляется в силу растворения огня в ветре. Четвертый знак, подобный огню масляной лампы (mar me), проявляется в силу растворения ветра в сознании. Через последовательное растворение трех фаз света появляется пятый знак, то есть ясный свет подобный безоблачному небу (sprin med nam mkha') ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.261b5-6).
  13. Колесница признаков (mtshan nyid theg pa) излагает восемь освобождений (rnam thar brgyad) следующим образом:
  14. Похоже что здесь говорится об растворении нечистого иллюзорного тела посредством одного из двух созерцаний. Далее, когда достигнут союз, иллюзорное тело пребывает как ясный свет. Подробнее в "Йоге тантры Гухьясамаджа" Веймана, стр. 280 (английское издание).
  15. Читайте rtsol ba вместо rtsol pa.
  16. Читайте 'byung вместо 'guyr.
  17. Цитата не была найдена ни в "Сампуте тантре" (Toh. 381), ни в "Сампуте Тилака тантре" (Toh. 382).
  18. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, f.56a1-2.
  19. Лакшми пишет что всякий, кто понимает нераздельность относительного и абсолютного, достигнет союза. В тексте "Мать всех Будд" написано: Форма это пустота. Пустота это форма. Пустота это не что-то отличное от формы. Форма это не что-то отличное от пустоты ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.270b2-6).
  20. Здесь под субъектом и объектом, скорее всего, понимаются неизменное блаженство и пустота, обладающая всеми качествами. Под двумя аспектами чистоты (dag pa gnyis) понимается присущая чистота и чистота достигаемая посредством устранения случайных загрязнений.
  21. "Пять этапов" Нагарджуны, Toh. 1802, vol. Ngi, f.55a3-5. Первая строка тибетского текста (третья строка перевода) была переведена согласно версии в Тенгьюре Дерге - gzugz bcas 'od zer de dang de. Версия в IOK - rang bzhin bcas 'od de dang de.
  22. Нагабодхи объясняет эту цитату следующим образом. Когда йогин желает стать главой одного из пяти семейств будд, чтобы принести пользу всем живым существам, он испускает лучи света, соответствующие этому будде. Под "на основе только ветра и ума" понимается этап самоосвящения. Породив через это тело подобное радуге (то есть испуская пять лучей света), йогин приносит пользу живым существам посредством этих тела и лучей, другими словами, "лучи ... приносят благо всем живым существам".

    Ясный свет является основой из которой всё возникает. Из четвертой шуньи, природы ясного света, незагрязненной такими эмоциональными омрачения, как привязанность, тело божества приносит благо живым существам, в соответствии с их нуждами. Это сравнивают с рыбой, выпрыгивающей из чистого ручья в поисках еды, которая способна двигаться под водой быстро и неожиданно ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.138b2-6).

    Лакшми объясняет, что под "на основе только ветра и ума" понимается союз прекращения ветров и отсутствия сознаний (то есть трех фаз света). Он также говорит, что как рыба внезапно выпрыгивает осенью из ручья, так и "сеть магической иллюзии", то есть центральное божество с окружением, силой прошлых устремлений, проявляются из ясного света, свободного от ста шестидесяти концепций. Более того, тело проявленное из ясного света, чтобы нести благо живым существам, является махамудрой. Оно называют так, потому что оно приносит блаженство, то есть мудру, большому собранию существ ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.264a4-b5).
  23. Читайте rdo rje 'chang вместо rdo rje 'char.
  24. "Лампа, кратко излагающая тантрическую практику" Арьядевы (Toh. 1803), vol. Ngi.