Нигума "Классификация основы, пути и плода"

Речь дакини [Нигумы], произнесенная в небе акациевого леса, завершена.

Условные обозначения

(текст в круглых скобках) - примечания в тибетском тексте.

[текст в квадратных скобках] - добавления от переводчика на русский для удобочитаемости.

Примечания

  1. bde chen gyi gnad. В одной редакции текста вместо этого было bden med kyi gnad, т.е. ключевой момент отсутствия самобытия.
  2. (rtsol ba) drod. В таком прочтении, встречающемся в большинстве редакций, имеются ввиду два вида крайностей слишком большего или слишком малого усилия, ведущие, соответственно, либо к чрезмерному, либо к почти отсутствующему теплу. И только в одной редакции текста в примечании было указано (rtsol ba chung ba), т.е. препятствие малого усилия связанного с теплом.
  3. 'byams (gnyis su gol). Под двумя избытками обычно понимают избыток возбуждения, из-за чего либо нет возможности заснуть и увидеть сны, либо заснуть удается, но слишком быстро просыпаешься, и избыток вялости, из-за чего погружение получается слишком глубоким, что препятствует видению снов. Про другие виды избытков можно почитать в ваджрагатхе шести учений Нигумы, а также в шести учениях Наропы.
  4. "Сокровищница Драгоценных Качеств, Книга 2" (Treasury of Precious Qualities - Book Two), прим. 316, стр. 418: "[DKR/OC] В некотором смысле, практика иллюзорного тела относится к медитации, а йога сна относится к постмедитации. В своих повседневных делах, следует развивать мысль, что всё является сном. Ночью, при проявлении снов, благодаря привычке, обретенной во время бодрствования, практикующий должен быть способен распознать сны как сны. Когда практика туммо идет хорошо, и ветер-ум входит в центральный канал, практикующий спонтанно распознает свои сны. Если снятся хорошие сны (например, встреча со своим учителем, видение божества и так далее) или если сняться плохие сны (например, атакующее вас дикое животное), практикующий просто распознает сон как сон, а не как что-то приносящее пользу или вред. Далее, практикующий становится способен трансформировать хорошие сны в плохие и плохие в хорошие. Практикующий может направлять свои сны и путешествовать в буддаземли и адские миры. Например, он может преодолеть горящий огонь, в который он упал, зная, что это не более, чем сон и что нечего боятся.

    Если практикующий способен смешать проявления состояния бодрствования с опытом состоянии сна, станет возможным использовать видения промежуточного состояния как путь. Как говориться: "Если нет разницы между проявления бодрствования и состояния сна, постижение расширяется подобно пространству". Практикующему следует смешать йогу бодрствования с йогой сна, как будто он готовит поле, в котором собирается выращивать урожай. Каналы подобны водотокам, которые приносят воду на плантации. Практикующему следует закрыть двери кармического ветра и открыть двери ветра мудрости. Если водотоки в хорошем состоянии, вода (то есть белая и красная бодхичитта) может по желанию перемещаться вверх и вниз. "Вода" направляется давлением воздуха (другими словами, ветром), который работает подобно насосу в озере, с силой направляя воду в канал. Насос должен быть в рабочем состоянии и быть способен направлять воду. Если практикующему удалось выпрямить каналы, очистить ветер, спозиционировать тигле правильным образом, тогда он может взять в качестве опоры супругу. Супруга берется не в силу обычного желания, но в силу блаженства, приносящего освобождение. Это "великое блаженство", которое ведет к абсолютной, изначальной мудрости. Это великое блаженство, которое наполняет все пространство."

Перевод с тибетского (23.10.2016)
(c) Малышев Денис, 2016