Квинтэссенция нектара

Наставления по практике Шести Дхарм Наропы

Шамарпа Чокьи Вангчук (1584-1630)

Я выражаю почтение и принимаю прибежище в гуру и божестве Сахаджа. Я молюсь о получении разрешения изложить смысл.

Здесь представлено краткое изложение глубокой стадии завершения Шести Дхарм Наропы, принадлежащее к традиции драгоценной линии практики Карма Камцанг. Желающие это применять, должны практиковать в трех частях:

  1. Подготовка
  2. Основная практика
  3. Завершение

I. Подготовка

Вначале вам необходимо должным образом получить от подлинного учителя посвящение в мандалу божества аннутарайогатантры, например, Чакрасамвары или Хеваджры.

(Практика 1)

Потом, в месте, не мешающем медитационной стабильности, тренируйте ум в обычных предварительных, таких как сложность обретения свобод и дарований [человеческого рождения]. Воодушевите себя развитием нестерпимого и непреодолимого сочувствия к живым существам. Примите прибежище и развивайте бодхичитту. Далее, представьте на макушке своей головы Гуру Ваджрасаттву, у него тело из света, сидит на лунном диске в центре шатра из света. Он белого цвета с одним лицом и двумя руками. Правая рука держит пятиспицевую ваджру у сердца. Левая лежит на бедре и держит колокольчик.

Он грандиозен. Развивайте сильную преданность к нему. Из его тела ниспадает похожий на молоко нектар, который входит через родничок и наполняет все ваше тело. Это приводит к тому, что ваши скандхи, образованные созревшей кармой, и их материя покидают вас подобно тому, как змея сбрасывает свою кожу. Ваше тело становится прозрачным подобно хрустальному шару. Представьте, что все ваша неблагая карма и омрачения, накопленные вами с безначальных времен, были очищены, и декламируйте:

В центре шатра из света над макушкой моей головы
На лунном диске находится белый Гуру Ваджрасаттва.
По причине моей преданности к нему, исходит нектар,
Смывающий мое кармическое тело и очищающий меня от неблагой кармы и омрачений.

Много раз декламируйте данный отрывок, выполняйте визуализацию и повторяйте стослоговую мантру. Представьте, что Ваджрасаттва растворяется в вас и закончите сессию.

(Практика 2)

Следующее, это медитация гуру йоги, чтобы быстро получить благословения. Из, неимеющего основы, пространства возникает звук пустотности, aham, приводящий к растворению мира и всех живых существ. Они возникают вновь как невообразимый дворец, не обладающий самосущным существованием. Вы находитесь в его центре как Бхагаван Херука, синего цвета с одним лицом и двумя руками. Ваши руки, держащие ваджру и колокольчик, обнимают супругу Ваджрайогини. Она красного цвета, в руках держит дигуг и капалу, левая нога выпрямлена, а правая огибается вокруг вас. Драгоценные камни, вишва ваджра и полумесяц украшают верхушку вашей головы. На вас длинная гирлянда из пятидесяти свежесрубленных голов и корона из пяти черепов, увенчанная драгоценными камнями. Вы стоите на выпрямленной правой ноге. На макушке вашей головы находится Гуру Ваджрадхара, синего цвета, сидящий в позе ваджры и держащий ваджру и колокольчик. Его обнимает супруга Ваджраварахи, красного цвета, сидящая в позе лотоса и держащая дигуг и капалу. Вы стоите на лотосе и луне посреди простора блистательных лучей света.

Представьте, что лучи света, исходящие из вашего тела, трансформируют всех живых существ в богинь подношений, которые совершают вам подношения. Представляя это, декламируйте:

Aham, звук пустотности, возникает из пустого пространства,
Благодаря чему я возникаю в виде херуки.
Гуру и его супруга с удовольствием располагаются на макушке моей головы.
Все живые существа становятся богинями подношений и совершают мне подношения.

После этой визуализации декламируйте:

В присутствии гуру, являющегося воплощением всех будд,
С преданностью я подношу пробужденным
Гору Меру и четыре континента,
Сто миллионов четыре континента,
Сто биллионов и сто триллионов,
Все собранные в одной мандале.
Я подношу три двери, всё имущество,
И всё собрание благой кармы всех живых существа и молюсь, что вы примите это.

Я подношу великолепному высшему гуру
Множество внешних подношений,
И мочу, кал, кровь, семя и мозг,
Вкус которых приводит к реализации великой пустотности,
И кожу людей, лошадей, собак, коров и слонов,
Вкус которых, являющийся высшим блаженством,
Обладает чистотой нектара мудрости.
Я молюсь, что вы даруете благословение.

Богини подношений растворяются в супруге гуру.
По причине недвойственного союза
Они удовлетворены тайным подношением блаженства и пустоты,
И их красота ярко сияет.

После данной медитации и декламации, чтобы получить посвящение, декламируйте:

E ma ho! E ma ho! Дхарма!
E ma ho! Возникает смыл Дхармы.
Чистый смысл Дхармы, это отсутствие самосущного существования.
Ваджра король, я простираюсь перед тобой.
Даруй мне ваджру пространства.

В результате этой молитвы, звук союза мужских и женских божеств призывает всех будд десяти направлений. Они собираются и располагаются в сердце гуру. Они плавятся в бодхичитту, которая течет по пути ваджры и эманирует в лотос супруги. Совершается подношение мандале божеств в теле супруги, после чего ваджрная "пчела" полностью выпивает "мед", являющийся всей мандалой божеств в теле супруги расплавленных в нектар. Поток из места их союза входит через ваш родничок в центральный канал, эманирует и распространяется по 72000 каналам тела. Таким образом вы получаете посвящение сосуда и очищенные каналы проявляют ваджру тела.

Избыток нектара достигает ног гуру и его супруги и они становятся еще более блистательными, чем раньше. После чего, гуру и супруга целуются, обнимаются, прижимают друг к другу свои каналы бедер и свирепо трут ваджру и лотос друг о друга. В результате этого белая и красная бодхичитта выделяется в виде потока жидкости и попадает на ваш язык в форме трехспицевой ваджры. Оттуда поток проходит через расположенные в горле буквы ya, ra, la и va и распространяется, пронизывая 21000 ветров, составляющие десять ветров. Таким образом вы получаете тайное посвящение и очищенные ветра проявляют ваджру речи.

Потом, из супруги гуру эманирует вторая Варахи. Она растворяется в супруге, обнимающую вас в виде херуки. Союз херуки и супруги приводит к спуску бодхичитты с макушки головы к горлу, вызывая опыт "блаженства". Полное вхождение ваджры в лотос приводит к спуску бодхичитты к сердцу, вызывая опыт "высшего блаженства". Связывание нисходящего ветра и предотвращение выделения позволяет бодхичитте достичь пупка, вызывая "особое блаженство". Далее, ваджра медленно всасывает пыльник лотоса, чтобы удержать тигле. Бодхичитта распространяется вплоть до самого конца тайного органа и возникает опыт "вместерожденного блаженства". Таким образом вы получаете посвящение мудрости-знания и очищенные тигле проявляют ваджру ума.

После этого, в вас развивается опыт неконцептуальной, невыразимой подлинной природы, мудрость великого блаженства. Она смешивается в едином вкусе свободном от умопостроений с недвойственной мудростью великого блаженства умов Гуру Ваджрадхары и его супруги. Неконцептуальная мудрость пути развивается, чтобы стать неконцептуальной мудростью плода. Она распространяется, чтобы стать мудростью живого и неживого. Таким образом вы получаете четвертое посвящение и очищенное сознание проявляет махасукхакайю.

Далее, ваджра гуру и супруги стабилизирует самайю ума на макушке головы и в сердце. Колокольчик стабилизирует самайю речи в горле и тайном органе. Мудра стабилизирует самайю тела в совершенно чистом центральном канале. Таким образом вы получаете великое посвящение ваджра ачарьи и развиваете решительность пребывать до исчерпания сансары, чтобы практиковать бесчисленные активности. Так визуализируя, декламируйте:

Нектар союза гуру и супруги наполняет каналы.
Поток бодхичитты очищает ветра.
Я испытываю четыре блаженства союза и познаю подлинную природу.
Мои три самайи стабилизированы, я получил посвящение и стал ачарьей.

После этой визуализации и декламации, прочитайте молитву благопожелания:

Пусть во всех своих жизнях я никогда не ошибусь в главе семейства.
Пусть я овладею мандалой Бхагавана Рудры,
Выпью нектар лотоса праджны,
И очищу существование в сущности просветления.

Таковы наставления по предварительным практикам.

II. Основная практика

Основная практика состоит из шести дхарм - чандали и так далее.

A. Йога чандали

Здесь три части:

  1. Достижение того, что еще не было достигнуто
  2. Стабилизация достижения
  3. Увеличение пользы достижения

1. Достижение того, что еще не было достигнуто

[Практика 3]

Первое, это тренировка в медитации на пустом теле. Касательно физической позиции, сидите на комфортном сидении с ногами переплетенными подобно плетеной сетке. Руки прижимаются вниз в мудре медитации. Спина держится прямой подобно стреле. Пусть ваши локти смотрят внутрь тела, а бицепцы наружу1 таким образом, что верхние части рук оказываются приподняты подобно крыльям стервятника. Немного опустите подбородок. Глаза направьте на кончик носа. Позвольте своим губам и языку естественно пребывать. Оденьте медитационный пояс, идущий под коленками и вокруг плеч, чтобы удерживать прямую позицию тела. С преданностью молитесь гуру, декламируя:

Om ah hum kaya vak citta jnana vajra svabhava atmako ham

Это приводит к тому, что все миры и живые существа становятся "поддерживающим и поддерживаемым" "чакры мудрости".

В центре расположены вы в форме Бхагавати Ваджрайогини, красного цвета, молодой и созревшей. Все её выпуклости имеют темно красный цвет, как будто они выделены лаком. Ваше единственное лицо немного обнажает клыки. Ваша правая рука размахивает дигугом, а левая держит наполненную кровью капалу. Сгиб вашей руки поддерживает кхатвангу, являющуюся херукой, [супругом]. Треть ваших волос завязаны в узел, остальные распущены. На вас длинная гирлянда из человеческих голов. Ваша грудь и вагина увеличены и выступают. Вы наслаждаетесь позицией танца на лотосе, солнце и желтом трупе. Вы находитесь посреди бушующего огня мудрости. Внутри ваше тело чистое, ясное и свободное от всех загрязнений, оно подобно пустому изображению сделанному на поверхности пространства. Визуализируя его, как не имеющее плотности, декламируйте:

Мое тело, это тело Ваджрайогини.
Красное, с темно красным блеском, держащее дигуг и капалу.
Находится в позиции танца, груди и вагина увеличены.
Чистое и ясное, свободное от всех страданий.

Выполняйте данную визуализацию и декламацию.

[Практика 4]

Чтобы заняться практикой с телом, являющимся несубстанциональным изображением, основательно медитируйте на "пустом теле". После этого займитесь освоением "основы, завещенной семьей", являющейся тренировкой каналов.2

Далее, представьте пупочную чакру красного цвета с шестьюдесятью четырьмя каналами-лепестками, она треугольная, в форме буквы e, и смотрит вверх.3 Сердечная чакра белого цвета с восемью каналами-лепестками, круглая, в форме буквы vam, и смотрит вниз.4 Горловая чакра красного цвета с шестнадцатью каналами-лепестками, треугольная, в форме буквы e, и смотрит вверх. Венечная чакра белого цвета с тридцатью двумя лепестками, круглая, в форме буквы vam, и смотрит вниз. Медитируйте, что данные [каналы-лепестки] имеют закрытые концы, прозрачны и такой же толщины как лалана и расана, но не соединены с ними. Чтобы визуализировать это, декламируйте:

Внутри тела расположен прямой и ясный центральный канал,
Идущий от тайного места до родничка.
Лалана и расана одинаковой длины, красного и белого цвета.
Четыре чакры чрезвычайно ясны.

Выполняйте данную медитацию и декламацию.

(Практика 5)

Далее, для тренировки ветров, естественно, с чуть увеличенным памятованием и усилием, втяните воздух через ноздри. В момент, когда он полностью собрался внутри, полностью выдохните весь остаточный воздух, выполняя это сначала медленно, а потом с большой силой так, чтобы океан был прижат к Горе Меру5. Вся неблагая карма и омрачения, которые вы накопили с безначальных времен, выходят из ноздрей и всех пор вашего тела подобно тому, как если они проходили сквозь решето, и вы становитесь полностью очищенным. Расслабьте свой ум на этом совершенно очищенном теле, которое подобно безупречному огненному кристаллу6.

Потом, выполните медленный и длительный вдох. Надавите вниз на пупок, одновременно сглатывая слюну. Подтяните нижний ветер посредством сжатия вовнутрь рта демона7. Верхние и нижние ветра заполняют надутую нижнюю часть живота.

Когда надавливание станет дискомфортным, сконцентрируйте ветер в пупке и посредством естественного и легкого расслабления внутренностей тела раздавите [воздух], представляя что он выходит через поры тела маленькими струйками.

Когда вы более не можете его удерживать, представьте, что он большими порывами выходит через макушку вашей головы. Данный метод "подобный выстреливанию стрелы через макушку головы" должен быть выполнен один раз в начале каждой сессии.

Во все остальные разы, представьте, что [воздух] полностью выходит через ноздри подобно дыму от благовоний, исчезая в пространстве около шестнадцати ширин пальцев от вас. Когда вы вновь вбираете воздух, представьте, что он возникает из пространства шестнадцати ширин пальцев от вас подобно веревке света, которая растворяется в центральном канале, в районе вашего сердца. Эта практика называется "подобно выстреливанию стрелы".

В качестве альтернативы, во время раздавливания воздуха практикуйте "внутреннее раздавливание воздуха", в котором ветра лаланы и расаны вводят в центральный канал подобно тому, как вода направляется посредством оросительных каналов. Они доходят до места, полпути между пупком и сердцем, и исчезают. После этого вы фокусируете свой ум на совершенной пустотности внутренней полости центрального канала. Это высший метод "раздавливания дыхания". Однако, с точки зрения длительного удержания воздуха в случае начинающего, от описанного ранее подхода будет больше пользы, а этот метод хорош для обретения окончательных качеств.

Четыре метода - вдох, наполнение, раздавливание и подобно выстрелу стрелы - называются четырьмя применениями.

И хотя не просто одновременно практиковать медитацию и декламацию, но, чтобы обрести ясный ментальный образ, вам определенно необходимо тренироваться в смысле данных строк:

Посредством устранения мертвого дыхания,
Я очищен от неблагой кармы, омрачений, болезней и демонов.
Медленно вдыхая, верхние и нижние ветра встречаются и наполняют.
Когда придавливать дискомфортно, раздавливаю.
Когда более не могу удержать, выстреливаю подобно стреле.

Это называется "тренировкой в движении трех тайн" или "тренировкой ветров".

(Практика 6)

Следующее, "танец отражения луны в воде", является тренировкой тигле. Визуализируйте пустое тело, каналы и тому подобное как это было описано ранее. Верхний конец центрального канала удлиняется, идя от родничка до межбровья. Медитируйте, что канал останавливается в треугольнике кости между бровями. Внутри него природа ветра-ума сконденсирована в концентрированную, наполненную блаженством, маслянистую, блестяющую белую сферу (bindu). Практикуйте данную визуализацию, комбинируя её с дыханием.

Практикуя данную визуализацию в комбинации с выстреливанием стрелы, представьте, что со вздыхающим звуком и ощущением блаженства сфера поднимается по центральному каналу до родничка. Расслабьте свой ум на сфере, пребывающей там.

В комбинации со вдохом, [визуализируйте, что] сфера опускается по центральному каналу. В комбинации с наполнением, медитируйте, что [сфера] пребывает на кончике тайного органа как интенсивное, концентрированное блаженство. В качестве альтернативы, в комбинации с выстреливанием стрелы [сфера] поднимается к макушке головы, а с вдохом [опускается] в межбровье.

Последовательно тренируйтесь в повторяющемся цикле данных методов. Заканчивайте сессию растворением сферы в межбровье и пребыванием [в медитации]. Чтобы это визуализировать, декламируйте:

В межбровье круглая, маслянистая, святящаяся, белая сфера.
Выстреливание стрелы поднимает её на макушку.
Вдох опускает по центральному каналу в тайное место.
Практика данного метода и его инверсии порождает блаженство.

Так визуализируйте и практикуйте.

2. Стабилизация достижения

После методов контроля ранее неконтроллируемого идут методы стабилизации контроля.

(Практика 7)

Физическая позиция как раньше. Выполните практику вплоть до тренировки ветров. Внутри своего тела, то есть внутри ранее визуализированного тела божества, ясно представьте три канала. Три канала соединяются вместе в точке четыре ширины пальца ниже пупка. Между пупком и тайным местом, на уровне брюшной складки, внутри центрального канала находится дхармодайя огня. В центре дхармодайи расположено чандали мудрости в форме сферы размером с canaka8. Эта сфера обладает четырьмя качества: она красного цвета, горячая на ощупь, обладает недвойственной природой и внешним аспектом блаженства. Представьте её очень маленького размера. Примените "сосудное дыхание", которое увеличит огонь и породит блаженство.

(Практика 8)

Сфокусируйте ум на [чандали], примените дыхательную технику, увеличьте силу огня и [визуализируйте, что] сфера увеличивается до размера горошины.

Сфокусируйте ум на верхушке сферы, [которая вытянулось в виде пламени] подобному волосу плотоядного, который изгибается три раза. В результате, [огненная верхушка сферы] увеличивается до размера иголки. У пламени три витка и оно постоянно колеблется, не пребывая в покое даже на одно мгновение. Далее, оно увеличивается в размерах до высоты в две ширины пальца, а потом до высоты в четыре ширины пальца. Тренируйте свой ум в этой [визуализации]. Данные характеристики сферы могут практиковаться либо в рамках отдельной сессии, либо в контексте седьмой сессии визуализации.

Пламя, обладающее четырьмя качествами, оно красное и так далее, имеющее широкое, стабильное основание и колеблющийся, тонкий кончик, поднимается по центральному каналу. Сфокусируйте свой ум на этом.

Практика шестичастной янтры

Учат, что повороты талией вправо и влево ослабляют узел пупка.
Повороты верхней части тела вправо и влево ослабляют узел сердца.
Повороты, поднятие и опускание горла ослабляет узел макушки.
Вытягивание и сгибание ног и рук ослабляет узлы суставов.
Встряхивание и растирание подчиняет все каналы.

Чтобы выполнить визуализации, декламируйте соответствующие строки:

В центре дхармодайи огня, в месте соединения трех каналов,
Находится очень маленькая сфера чандали-мудрости.

или:

... чандали-мудрость размером с горошину и очень острая.

или:

... чандали-мудрость размером с тонкую иголку и имеющая три витка.

или:

... чандали-мудрость высотой в две ширины пальца и тремя витками.

или:

... чандали-мудрость высотой в четыре ширины пальца и тремя витками.

Она красного цвета и горячая на ощупь.
По природе пустотна, а внешняя форма - блаженство и ясность.

Медитируйте посредством практики данной визуализации. Таковы наставления стабилизации контроля.

3. Увеличение пользы достижения

Здесь три раздела:

  1. Увеличение тепла
  2. Увеличение блаженства
  3. Увеличение неконцептуальности

a. Увеличение тепла

Если, выполнив предыдущие практики, у вас до сих пор нет ясной визуализации огня и прочего или если вы хотите сделать её еще яснее, то сначала примите ранее описанную физическую позицию. Или, в качестве альтернативы, скрестите ноги у лодыжек, колени подняты, локти скрещенных рук находятся на коленях. Расположите ладони левой и правой руки поверх верхней части правой и левой руки, соответственно. В данной позиции "связывания застежки коленей" ваши ноги образуют два треугольника "противопоставленных друг другу жаровень". Ваши руки образуют еще четыре [треугольника], в итоге шесть. Также есть шесть внутренних и шесть тайных [треугольников], в итоге получается восемнадцать мудр "противопоставленных друг другу жаровень".

В визуализации вы, это ясное, чистое тело божества с тремя каналами и четырьмя чакрами, как это было описано ранее. Венечная чакра, расположенная на макушке головы, в верхнем конце трех каналов, имеет девять каналов-лепестков. Тайная чакра имеет тридцать два канала-лепестка. Каждая из двенадцати чакр основных суставов имеет восемь каналов-лепестков. Каждая чакра вторичных суставов имеет четыре канала-лепестка.

В данной медитации чандали-мудрость находится в месте соединения трех каналов. Она имеет форму яркой и светящейся капли, чья верхушка расположена в центральном канале. Представьте, что, благодаря работе с ветром, из [капли] разгорается огонь. Медитируйте, что [пламя] доходит до пупка. Выполните повороты живота шесть раз, поворачивая его вправо и влево. Медитируйте, что в результате этого пламя поднимается до сердца. Выполните повороты верхней частью тела вправо и влево. Медитируйте, что в результате этого пламя поднимается до горла, а потом до макушки головы. Поверните, поднимите и опустите горло. Медитируйте, что в результате этого пламя распространяется по всех чакрам рук и ног. Распрямите и согните ваши конечности. Медитируйте, что в результате этого пламя распространяется через 72000 каналов до тех пор, пока оно недостигнет пор кожи.

Встряхните и разотрите свое тело. Представьте, что горение огня мудрости сжигает все каналы, создающие фундамент для сансары, и узлы, служащие причиной того, что сансара базируется на них. Представьте, что огонь сжигает внешний центральный канал, который служит фундаментом для жизненной силы сансары, но не сжигает высший центральный канал.

Чтобы все это представить, декламируйте:

Визуализирую три канала, шесть чакр и второстепенные чакры.
В месте соединения горит чандали.
Она наполняет три главных [канала] и чакры.
Она распространяется вплоть до пор и снова собирается обратно в место соединения каналов.

Таким образом, в конце сессии пламя собирается обратно в основу чандали в месте соединения каналов, и вы пребываете в медитации. На этом этапе практикуйте тридцать семь физических упражнений, усиливающих результат:

Выполните мудру касания земли и поверните живот шесть раз,
Три раза влево и три раза вправо.
Захватите правую коленку и выполните те же шесть поворотов,
А потом еще шесть, [захватив] левую [коленку].

Большие пальцы надавливают на каналы безымянных пальцев,
Удерживая таким образом, выполните шесть движений "накидывание аркана" левым и правым кулаком.
Выполните шесть движений "натягивания стрелы" правой и левой рукой.
Выполните шесть движений "растирания внутрь" правой и левой рукой.
При добавлении встряхивания всего тела, получается тридцать семь [движений].

b. Увеличение блаженства

(Практика 9)

Для этого начните с принятия физической позиции, медитации пустого тела, визуализации каналов и чакр, как вы это делали ранее. В данной визуализации внутри центрального канала, в центре чакры великого блаженства находится мандала нектара, луна, и бодхчитта в форме незапятнанной луны. Белый ham украшает её центр.

Внутри центрального канала, в центре пупочной чакры находится маленькое чандали в форме маленькой сферы, обладающей четырьмя качествами. Так визуализируя, применяйте практику ветров для создания ключевого эффекта, чтобы пламя [высотой] около одной ширины пальца загорелось. По причине [тепла] огня, ham и луна на макушке приходят в движение. Из слог ham начинает капать бодхичитта в форме перевернутых слогов ham.

Далее, полностью наполнитесь ветром так, что пламя начинает гореть высотой в две ширины пальца, бодхичитта, капающая в форме перевернутый слогов ham, трансформируется в сферы бодхичитты размером с семена горчицы. Они падают по центральному каналу, доходя до горла, подобно каплям падающим с сосульки.

Представьте, что пламя разгорается до восьми ширин пальца над сердцем, и падающие сферы нераздельно сливаются с чандали, мгновенно превращаясь в сферы белого с оттенком красного цвета, которые наполняют все тело.

Непрерывно пребывайте с фокусированным умом, в блаженстве и без мыслей. Декламируйте:

В результате применения практики ветров, загорается чандали.
По причине этого, луна и ham на макушке
Капают белым элементом в форме сфер.
Сферы, являющиеся смесью красного и белого, пронизывают все тело.
Порождаются радость, блаженство и удовлетворенность.

Декламируйте это и практикуйте медитацию.

[(Практика 10)]9

Также есть визуализация "побега и погони". Визуализация та же, что и в предыдущей практике за исключением того, что, когда применение практики ветров приводит к поднятию по центральному каналу пламени чандали, то сразу же, когда пламя касается слога ham, красные сферы наполняют все тело и возникает опыт всепроникающего блаженства. Потом, белые сферы спускаются из ham, и, когда они достигают пламени, оно становится краснее и [уменьшается до] высоты в четыре ширины пальца. В это время, все тело наполнено белыми сферами бодхичитты, что приводит к увеличению блаженства. Представляя это, декламируйте:

В результате применения практики ветров, пламя чандали разгорается прямо вверх.
Как только оно касается ham, [тело] наполнено красными сферами.
Из ham опускаются сферы, пламя уменьшается,
И все тело заполнено белыми сферами.

Практикуйте данную медитацию.

Если эта практика не увеличила блаженство до его полного объема, выполните следующее.

(Практика 11)

Визуализация доения коровы

Ноги выпрямлены, колени вместе. Порождая блаженство, белый hum, являющийся белым элементом, спускается вниз по центральнмоу каналу из ham на макушке. Порождая блаженство, он пребывает на конце тайного органа. Представляя это, подтяните и толкните нижний ветер. Когда вы более не можете удерживать блаженство, hum мгновенно выстреливает обратно на макушку, сливается с ham и белая пятиконечная вишва ваджра блокирует родничок. Представляя это, декламируйте:

Белая эссенция падает из ham на макушке.
Она спускается по центральному каналу и останавливается на тайном конце.
Блаженство увеличивается и эссенция возвращается наверх.
Она сливается с ham, и вишва ваджра блокирует родничок.

Практикуйте данную медитацию.

c. Увеличение неконцептуальности

(Практика 12)

Ваша физическая позиция должна быть неподвижной подобно забитому в землю дубовому колу. Непоколебимо смотрите в пространство. Ненадолго удерживайте мягкое дыхание.

Без размышлений, пребывайте в природе мыслей о блаженстве, о тепле или, если кратко, то в природе любых мыслей, возникающих как объекты ума. Оставьте ум в совершенном покое подобному голубю в гнезде. Оставьте свой ум в покое и без движения подобно мухе застрявшей в клее. Оставьте ум без усилий подобно человеку закончившему свою работу. Пребывайте раслабленно подобно связке соломы после того, как разрубили её узел. Если, пребывая так, у вас возникает мысль, то, как и ранее, обнаженно посмотрите на ёё природу и пребывайте. Пребывайте в покое подобному чистой, незагрязненной воде свободной от возбуждения волн. Декламируйте:

Раслабленно пребываю в естественном осознавании, точно так как оно есть:
Ясном, чистом и незапятненном, где нечего обозначать,
Нечего устранять и нечего изменять
В раслабленном уме подобному пространству.

Медитируйте таким образом.

Данные вспомогательные практики для увеличения результата завершают описание визуализаций для практики чандали.

B. Вторая [из шести йог]: иллюзорное тело

Практика иллюзорного тела состоит из трех частей:

  1. Тренировка в нечистом иллюзорном теле
  2. Тренировка в чистом иллюзорном теле
  3. Особая тренировка в наитончайших ветрах и тигле как иллюзорном теле

1. Тренировка в нечистом иллюзорном теле

Здесь три части:

  1. Достижение того, что еще не было достигнуто
  2. Стабилизация достижения
  3. Увеличение результата

a. Тренировка в нечистом иллюзорном теле: достижение того, что еще не было достигнуто

(Практика 1)

Примите семичленную позицию Вайрочаны, как это было объяснено ранее. Основным объектом медитации является многообразие проявлений. Время - преимущественно день.

В медитации сначала созерцайте, что все составные феномены непостоянны. В частности, непостоянны жизни живых существ. Дети, жена, друзья, богатство и так далее, все это бессмысленно. Кратко говоря, кроме Дхармы, ничто не может принести счастье или пользу.

Рождение заканчивается смертью. Накопление заканчивается полной утратой. Сотрудничество заканчивается разобщением. Дружба заканчивается враждой. Тело разрушается. Движение дыхания останавливается. Близкие родственники оставлены позади. Другие наслаждаются вашим богатством и имуществом. Ваше тело становится трупом. У вас нет свободы. Кратко говоря, ни в чем нет смысла и ничто не является необходимым. Данное созерцание - суть разочарования в сансаре - это тренировка ума, составляющая предварительную практику.

Созерцайте как фиксация на реальности всех этих внешних проявлений, таких как формы и так далее, привела вас к блужданию в сансаре. Если вы исследуете и проанализируете все эти проявления, вы обнаружите, что они несамосущны подобно снам и иллюзиям. Подобно эху или звуку барабана, они возникают вследствие условий. Подобно молнии и пузырям на воде, они непостоянны. Они возникают, но не самосущны, подобно миражам и отражениям луны в воде. Медитируйте, созерцая данным образом. Декламируйте:

Все эти проявления - формы, звуки, запахи,
Вкусы, лошади, рогатый скот и дома - возникают, но несамосущны.
Они возникают вследствие условий, но непостоянны,
Несамосущны и подобно снам или иллюзиям.

Практикуйте данную медитацию и декламацию. Созерцайте данным образом во всех периодах медитации и постмедитации.

b. Тренировка в нечистом иллюзорном теле: стабилизация достижения

(Практика 2)

Посмотрите на свое отражение в зеркале. Созерцайте, что не имеет значения украшено ли отражение или побито, восхваляется ли оно или на него клевещут. Ваше тело такое же как и ваше отражение. Ваш голос подобен эхо. Ваши мысли подобны миражам, принятых за воду. Декламируйте:

Отражние в зеркале не испытывает радость или боль,
Не обладает красотой или уродством, не переживает наслаждение или недовольство.
Мое тело не отлично от этого.
Моя речь подобна эху, а ум подобен миражам.

Практикуйте данную медитацию и декламацию.

c. Тренировка в нечистом иллюзорном теле: увеличение результата

(Практика 3)

Когда вы достигли стабильности в том, что на вас не оказывают влияния восхваления и критика, наслаждение и боль и так далее, то попросите вашего знакомого, например, вашего ламу или друга, восхвалять и критиковать вас самыми разнообразными способами. Потом отправляйтесь в места скоплений народа, например, на рынок, и ведите себя либо уважительным, либо неуважительным образом, чтобы другие люди либо восхваляли, либо критиковали и били вас, чтобы вы им нравились или не нравились. Посмотрите, есть для вас какая-то разница между этими двумя. Если она есть, тогда вернитесь в затвор, интенсивно молитесь гуру и трем драгоценностям и повторите медитацию. Иногда, чтобы прояснить смысл, декламируйте:

Все эти мужчины и женщины подобны снам.
Слова восхвалений и оскорблений подобны эху.
Разве этот ум, который видит, слышит и переживает,
Не подобен лани, принявшей мираж за воду?

Практикуйте данную медитацию и декламацию.

2. Тренировка в чистом иллюзорном теле

(Практика 4)

Посмотрите на отражение изображения вашего йидама в зеркале. Подобным образом ваше тело, это пустотное тело божества, не обладающее каким-либо самосущным существованием. Оно возникает, но несамосущно. Все живые существа, это тела божеств, а все миры, это "невообразимые дворцы", и все это всего лишь проявления, не обладающие самосущностью.

Ваша речь, это звуки мантры подобные эху. Движения вашего ума, это спонтанное освобождение великого блаженства подобное миражу. Таким образом, нет ничего удовлетворительного или неудовлетворительного в месте пребывания, являющимся невообразимым дворцом. К обитателям дворца, образам божеств, нет отторжения или привязанности, восхвалений или оскорблений. В звуках мантры нет ничего, что приносило бы удовольствие или боль. Думая таким образом, декламируйте:

Все эти формы и проявления, такие как мое тело,
Это тело божества, являющееся союзом проявлений и пустоты, подобное отражению.
Таким образом, как же могут возникнуть мысли отторжения и привязанности,
Восхваления и критики, удовольствия или боли?

Практикуйте данную медитацию и декламацию.

Если детально, то, когда стабилизируете познание посредством визуализаций иллюзорного тела, необходимо медитировать следующим образом. Одна сессия медитации, что тело подобно отражению в зеркале. Одна сессия медитации, в которой вы отправляетесь в место, где возникает эхо, и медитируете, что речь подобна эху. И одна сессия медитации, в которой вы отправляетесь в место, где есть миражи, и медитируете, что ум подобен миражу. Таким образом получаются три сессии. Если к ним прибавить [три сессии медитации на чистое иллюзорное тело], то в итоге получится шесть. Однако, практики в четыре сессии, как это было объяснено здесь, достаточно.

3. Особая тренировка в наитончайших ветрах и тигле как иллюзорном теле

В коренном тексте "Расплавленное золото"10 [Кармапы Рангджунг Дордже], эта практика относится к тайному смыслу [иллюзорного тела]. Согласно воззрению Восьмого [Кармапы Микьо Дордже] изложенному в комментарии на этот текст11, данная практика имеет два аспекта:

  1. Непосредственная практика
  2. Практика развития результата

a. Непосредственная практика особой тренировки в иллюзорном теле

(Практика 5)

Оставьте три двери так как они естественно есть, ничего не изменяя,
В естественных, спонтанно присутствующих, трех уединениях.
Удерживание ветра и ума приводит к проявлению трех видений в последовательности порождения.
Посредством обратного процесса возникает иллюзорное тело.

Думая об этом, сидите в позиции ваджры, с прямой спиной подобно стреле, глаза смотрят неподвижно, без усложнений открытия или закрытия. Когда нет вдоха и выдоха, тогда нет ни речи, ни отсутствия речи. Язык, не касающийся губ, это естественное, спонтанное присутствие ваджрного повторения. Руки неподвижны в медитационной мудре. Кратко говоря, пребывайте в стабильном, естественном, спонтанно присутствующем, уединении тела.

В этом состоянии пребывает естественное, спонтанно присутствующее, уединение ума, чье внимание к прошлому, настоящему и будущему расслабилось в равностности. Пребывайте без каких-либо мыслей о существовании или несуществовании, пустотности или непустотности, медитации или медитирующем и так далее. Если в этом состоянии появляется мысль, не пребывайте в её продолжении, но держите все грубые и тонкие мысли в состоянии безмыслия и неотвлечения. Если возникают ступор и тупость, смотрите вверх и обострите свое восприятие. Если возникают блуждание и возбуждение, смотрите вниз и расслабьте свое восприятие. Если нет ни тупости, ни возбуждения, пребывайте в равностности.

Если начало сессии хорошо, а окончание плохо, или если ранние сессии хороши, а поздние плохи, это происходит по причине истощения элементов подобного высыханию пруда. Соответственно, восстановите свои элементы, расслабьте ум, и затем медитируйте.

Если начала сессий плохи, а окончания хороши, или если ранние сессии [дня] плохи, а поздние хороши, это происходит по причине отсутствия усердия подобного оросительному каналу, по которому не идет вода из реки. Соответственно, развивайте энтузиазм к практике, а потом медитируйте.

Воспринимайте гуру как дхармакайю, отпустите и поднесите свои внешние, внутренние и тайные тела и имущество гуру, чтобы мощь благословений и сила вашей практики привели ум к поддержанию постижения махамудры. Поддержание этого приведет к контролю над ветром, в результате чего возникнут следующие переживания. Растворение земли в воде приводит к проявлению похожему на нестабильный мираж, состоящий из пятицветного света и немного движущийся подобно неспокойной воде. Растворение воды в огне приводит к проявлению похожему на возникновение и уплотнение дыма. Растворение огня в воздухе приводит к проявлению похожему на светлячков, искры и красные вспышки. Растворение воздуха в уме приводит к проявлению похожему на пламени ламп.

Растворение ума в ментальных событиях приводит к проявлению похожему на сияние лунного света. Растворение ментальных событий в неведении приводит к проявлению подобному солнцу. При растворении неведения в "великой пустоте" возникает проявление подобное затмению или темноте. После этого проявляется "всепустой", похожий на безоблачное небо (учат, что это и есть дхармакайя)12.

Потом, три видения возникают в обратном порядке. Из "всепустого" возникает неведение, из него ментальные события, из них ум. Из этих трех и их ветров возникает иллюзорное тело украшенное главными и второстепенными знаками. Оно описывается посредством двенадцати примеров иллюзии (учат, что это и есть нирманакайя). Оно непосредственно воспринимается самопознанием. И вы увидите без каких-либо препятствий, также ясно как миробалан13 в вашей руке, все чистые и нечистые проявления, все живое и неживое трех миров в трех временах.

Это краткое описание методов медитации на иллюзорном теле, созданное посредством пребывания в трех уединениях. Также есть метод практики иллюзорного тела с первыми тремя мудрами и так далее, но я их не буду здесь описывать.

b. Практика развития результата особой тренировки в иллюзорном теле

(Практика 6)

Если вы практиковали данным образом, и у вас не возникли соответствующие переживания, или если вы думаете, что иллюзорное тело не может быть создано из пустоты, тогда, чтобы развить уверенность, выполните развивающие практики: темный ритрит, жидкость природного лака, меч, зеркало. Они ясным образом описаны в наставлениях по нераздельности ветра и ума и так далее. Соответственно, служите у лотосных стоп ваджрачарьи и просите [данные наставления] у него.

C. Третья йога: йога сновидений

Наставления, спонтанно очищающие заблуждения снов, изложены в трех частях:

  1. Распознание снов
  2. Тренировка в снах
  3. Медитация на природе снов

1. Распознание снов

Здесь два аспекта:

  1. Непрерывное памятование в течение дня
  2. Распознание посредством силовых методов: наставления для ночного времени

a. Непрерывное памятование в течение дня

(Практика 1)

Отправьтесь в строгий ритрит в уединенном месте. Размышляйте, что сансарные действия не имеют смысла. Развивайте великое сочувствие, думая следующее: "Все живые существа, мои матери, бродят в сансаре, потому что не знают, что все феномены подобны иллюзии".

Во всех четырех видах поведения14 развивайте памятование и устремление, думая следующее: "E ma! Все эти проявления подобны иллюзиям и снам. Я собираюсь узнать, что это так и есть. В частности, этой ночью я увижу сны и распознаю их как сны".

b. Распознание посредством силовых методов: наставления для ночного времени

(Практика 2)

Лягте на удобный матрас, приняв позицию льва, и, по мере засыпания, медитируйте на гуру на макушке своей головы. Развивайте интенсивную преданность и совершайте искреннюю, сердечную молитву:

Гуру, воплощение трех драгоценностей,
Мой учитель, подумай обо мне!
Даруй благословение, чтобы я распознал ясный свет сна.
Даруй благословение, чтобы мои сны возникли как иллюзорное тело.

Повторите данную молитву множество раз.

Развивайте памятование, думая: "Этой ночью я осознаю ясный свет сна. Мои сны возникнут как иллюзорное тело. У меня будет много ясных снов, которые послужат фундаментом для их проявления как иллюзорного тела. Я меня будет хороший сон. Я совершенно точно распознаю свои сны. Я узнаю свои сны как сны".

Представьте себя в виде Ваджрайогини, как во время практики чандали. Медитируйте, что в вашем горле расположен разноцветный четырехлепестковый лотос. В центре на пыльнике расположен белый слог om. На переднем лепестке синий a. На правом желтый nu. На заднем красный ta. На левом зеленый ra. Декламируйте:

Я совершенно точно распознаю свои сны.
Я узнаю свои сны как сны.
Поверх разноцветного четырехлепесткового лотоса в горле,
Находятся пять слогов - om, a, nu, ta и ra,
Белого, синего, желтого, красного и зеленого цвета.

Начните с общей визуализации. Потом сфокусируйте ум на слоге a. Когда начнете засыпать, сфокусируйтесь на слоге nu. Почувствовав дремоту, фокусируйтесь на слоге ta. По мере углубления сна, фокусируйтесь на слоге ra. После этого, сфокусируйте ум на слоге om и пребывайте в ясном свете глубокого сна. В результате этого, вы распознаете сны, когда они начнут проявляться, и сможете во время сна использовать методы, такие как медитация на теле божества.

Если поначалу вы не распознаете сны, то поскольку устремление является самым главным фактором для распознания, усильте свое устремление. Однонаправленные молитвы к гуру и дакиням приведут к распознанию снов.

2. Тренировка в снах

Она состоит из следующего:

  1. Тренировка в увеличении и трансформации
  2. Тренировка в иллюзии
  3. Тренировка в освобождении от иллюзии

a. Тренировка в увеличении и трансформации

(Практика 3)

Размышляйте следующим образом: "Недостаточно просто распознавать, что я сплю. Этой ночью, распознав что я сплю, я трансформирую одно явление во множество, плохое в хорошее, свое тело в тело божества и так далее". Засыпайте с таким устремлением. Распознайте сон и думайте следующее: "Этот сон нереален, поэтому я могу делать все, что захочу". Вы можете трансформировать себя из человека в птицу и так далее. Если вам снятся кошмары, вы можете трансформировать их в хорошие сны. Трансформировавшись в Чакрасамвару, Хеваджру и так далее, вы можете медитировать, что ваше тело, это иллюзорное тело божества. У вас может быть множество рук и лиц, вы можете трансформировать одно явление во множество, а множество в одно.

Для тренировки в этих трансформациях, засыпая, развивайте крепкое устремление посредством декламации данных строк:

Сны нереальны, это иллюзии.
Поэтому, я распознаю, что сплю,
И совершу любые трансформации, какие только захочу,
Например, из одного сделаю множество и преображусь в различных божеств.

b. Тренировка в иллюзии

(Практика 4)

Если вам снятся устрашающие явления, например, огонь, великая река, пропасть, враги, опасные животные и так далее, не бойтесь их, а тренируйтесь в иллюзии. Думайте следующее: "Если данный сон, это несуществующее проявление, тогда кто же может сгореть в этом огне? Кого может смыть эта река? Кому могут навредить эти враги? Кого смогут съесть эти дикие животные? Кто может упасть в эту пропасть? Все это нереально и подобно иллюзии, поэтому зная, что все эти проявления иллюзорны, я не буду боятся, а буду тренироваться в [иллюзии]". Развивайте это устремление и декламируйте:

Все места, явления, огонь, вода, яды, оружение и так далее,
Возникающие во сне, не существуют, это иллюзии,
Поэтому я не буду боятся.

Думая таким образом, ложитесь спать и распознайте сны. Если вам снится огонь, подумайте: "Кто может сгореть в этом огне?", - и наступите на него ногой. Ходите по воде. Думая: "Кто может упасть в эту пропасть?", - летайте как птица и так далее.

c. Тренировка в освобождении от иллюзии

Здесь две части:

  1. Тренировка в мирском освобождении
  2. Тренировка в немирском освобождении

i. Тренировка в мирском освобождении

(Практика 5)

Засыпая, развивайте следующее устремление:

Поскольку посредством тела сновидения я могу делать все,
Я отправлюсь в разные места,
Например, в райские миры, [контитент] Куру,
И нижние миры, которые с легкостью разочаровывают в сансаре.

Засыпая, развивайте данное устремление. Распознайте, что вы спите, а потом, оседлав солнечный луч, отправляйтесь в мир девов. Тренируйтесь в путешествии на другие континенты, в нижние миры, Индию и так далее.

ii. Тренировка в немирском освобождении

(Практика 6)

При тренировке в немирском освобождении во время дня важно приучить себя к устремлению к этому. Поэтому, в уединенном месте, в той же физической позиции как при чандали, визуализируйте себя в виде йидама. В сердце визуализируйте божество мудрости (джнянасаттву) высотой в дюйм.

Приободрите себя, думая: "Теперь я покину свое тело и отправлюсь в миры будд". Далее, ваш ум, являющийся божеством мудрости, покидает ваше тело, являющееся божеством обета (самайясаттва), поднимаясь высоко вверх до тех пор, пока не достигнет измерения Гханавьюха. Там вы видите Бхагавана Вайрочану, сидящего на львином троне и дарующего учения. Выполните перед ним простирания, спросите о его здоровье и получите от него учения и предсказания. Далее, думайте следующее: "Я достиг своей цели и теперь вернусь в свое тело самайясаттвы". После этого вы в него возвращаетесь так, как божество мудрости входит в божество обета. Очень важно выполнять данную тренировку в начале. Декламируйте:

Джнянасатта покидает тело самайясаттвы.
В чистых землях я встречаю будду,
Получаю его учения и возвращаюсь в свое тело.

Подобным образом тренируйтесь в путешествии в восточную будда землю и так далее.

(Практика 7)

Потренировавшись данным образом во время дня, отправляясь спать, думайте следующее снова и снова: "Этой ночью я распознаю, что сплю, и буду тренироваться в восприятии измерения Будды Вайрочаны". Декламируйте:

Совершенно распознав, что сплю,
В иллюзорном теле я увижу сугат в будда землях,
Услышу их учения и получу от них предсказания.

Сфокусируйте свой ум на om и тренируйтесь в восприятии измерения Вайрочаны. Сфокусируйте свой ум на a и тренируйтесь в восприятии измерения Акшобхьи. Сфокусируйте свой ум на nu и тренируйтесь в восприятии измерения Ратнасамбхавы. Сфокусируйте свой ум на ta и тренируйтесь в восприятии измерения Амитабхи. Сфокусируйте свой ум на ra и тренируйтесь в восприятии измерения Амогхасиддхи.

Подобным образом, то есть сначала развивая устремление посетить определенное место, а потом тренируясь в путешествии туда, отправляйтесь и присоединяйтесь к собраниям дакинь в двадцати четырех священных местах, отправляйтесь в Уддияну, Шамбалу и так далее. Сначала, выполняя эту практику, [воспринимаемое вами измерение] будет нечетким. Потом, оно будет становиться все более живым вплоть до того, что вы увидите его так как оно есть.

3. Медитация на природе снов

Все феномены изначально иллюзии подобные снам. Нет никакого отличия между основой для вашей тренировки, вас, который тренируется, и тем, в чем вы тренируетесь. Поэтому, пребывайте в состоянии ясности и неконцептуальности подобном иллюзии. Декламируйте:

Все феномены изначально подобны снам и иллюзиям.
Тренировка, тренирующийся и основа для тренировки несамосущны.
Все это просто проявления ума.
Ум это ясность, которую невозможно обозначить, и простор иллюзии.

Практикуйте данную медитацию и декламацию.

Так завершается краткое описание практики снов.

D. Четвертая йога: ясный свет

В наставлениях ясного света, разгоняющего тьму неведения, две части:

  1. Смешивание проявлений дня и ясного света
  2. Пребывание в ясном свете глубокого сна

1. Смешивание проявлений дня и ясного света

Займите ту же физическую позицию, как при практие чандали. Поддерживайте прямое положение с помощью медитационной трости и медитационного пояса. Сфокусируйтесь на урна волосе15 или на пространстве и неконцептуально медитируйте.

Если вы не можете пребывать в этом состоянии, то, представив себя в форме Ваджрайогини, созерцайте в сердце синий hum на лотосе и солнечном диске. Из слога исходят лучи света, в результате чего все миры растворяются в существах, населяющих их. Потом, существа растворяются в вас. Далее, вы в форме божества от выступа на макушке (ушнишы16) вниз и от стоп ног вверх растворяетесь в слоге hum. Шабкью17 слога hum растворяется в ha, которая растворяется в своей голове, которая растворяется в полумесяце, который растворяется в бинду, которая растворяется в нада. Представляя это, удерживайте сосудное дыхание и пребывайте в неконцептуальном состоянии.

Если есть ступор или нестабильность, медитируйте как и ранее, что вы йидам, и повторяйте раз за разом этапы растворения в нада. Данная медитация приведет к фиксации в сердце ветров солнца, луны и раху, и после трех видений произойдет распознание ясного света. Поэтому, усердно применяйте данную практику. Декламируйте:

В сердце меня в виде Йогини,
Находится синий hum на лотосе и солнце.
Его свет растворяет миры и существ во мне.
Я растворяюсь в hum, который растворяется в нада.

Практикуйте данную медитацию.

2. Пребывание в ясном свете глубокого сна

В уединенном месте прилежно тренируйтесь в предыдущей практике, обретая в ней опыт.

Расслабьте тело, речь и ум. На некоторое время оставьте все другие активности и в течение двух или трех ночей, не предаваясь сну, совершайте столько благого, сколько сможете. Употребляйте питательную пищу и массажируйте тело. Подносите торма украшенные человеческой плотью гурам, йидамам и дакиням. Повторите двадцать один раз или так много, как сможете, следующее устремление: "Я обязательно распознаю ясный свет сна".

Лягте в позицию льва с головой направленной на север. Устройтесь настолько комфортно, насколько сможете. Визуализируйте себя в виде йидама. В вашем сердце, внутри центрального канала, находится четырехлепестковый синий лотос. В его центре, на пыльнике расположен синий hum. На четырех лепестках находятся слоги: белый a на переднем, желтый nu на правом, красный ta на заднем и зеленый ra на левом. Четко это визуализируйте и декламируйте:

Я в форме Сахаджа,
В сердце, внутри центрального канала на лотосе,
Находятся очень ясные слоги hum, a, nu, ta и ra,
Синего, белого, желтого, красного и зеленого цвета.

Визуализируйте это и мягко удерживайте сосудное дыхание.

Сначала осознавайте a спереди. Потом nu, по мере приближения видения. Осознавайте ta, когда приближаетесь к возрастанию. Осознавайте ra, по мере растворения проявлений, погружения в пустоту и проявления достижения18. Распознав четыре пустых19, когда начинает проявляется знак пятого просветления20, то есть всепустого, сфокусируйте ум на центральном hum, распознайте высший, неизменный ясный свет и пребывайте в этом распознании.

Это непревзойденное учение Кагью Карма Камцанг, но если у вас возникли сложности с распознанием "пробуждений" и их знаков, например, в случае, если вы начинающий, то, когда вы отправляетесь спать, думайте раз за разом следующее: "Этой ночью я распознаю ясный свет сна!". Далее, как и в дневной практике, визуализируйте себя в виде йидама и растворитесь в hum. Слог hum растворяется в синюю сферу (бинду) размером с горошину. Засыпая, сфокусируйте свой ум на этой сфере. В результате, в период между прекращением восприятий [дня] и проявлением снов, вы будете в легком сне, являющимся чистым и неконцептуальным состоянием.

Пусть ваш друг сделает сигнал, чтобы проверить распознали ли вы ясный свет или нет. Со временем произойдет смешивание данного распознания с ясностью-пустотой и блаженством-пустотой. Расслабьте свой ум в этом. Декламируйте:

В сердце меня в форме Йогини
На лотосе и солнце расположен синий hum.
Его свет растворяет миры и существ во мне.
Я растворяюсь в hum, который растворяется в сфере.

Чтобы распознать ясный свет глубокого сна, вы также можете сфокусировать свой ум на синей сфере внутри драгоценности. Если вы желаете распознать ясный свет легкого сна, тогда медитируйте на [сфере] в межбровье, то есть там, где расположено верхнее отверстие центрального канала. Ясный свет будет распознать проще, если вы сфокусируете ум в этом месте на черной сфере размером с помет овцы.

Таковы методы распознания того, что еще не было распознано. В частности, согласно Янгчену21, данное распознание стабилизируется, когда сила горящего чандали в центральном канале, как это было в ранее описанной йоге чандали, плавит бодхичитту, познается блаженство-пустота, возникают особые знаки ветра и ума трех видений и распознается ясный свет. Из этого возникает иллюзорное тело, являющееся проявлением подлинного ясного света. Существуют два метода для введения наитончайшего ветра и ума в ясный свет:

  1. Тотальность
  2. Последующее растворение

a. Тотальность

Сделайте так, чтобы ваши тело, речь и ум были нераздельны от тела, речи и ума всех существ. Медитируйте, что ваш аспект тела, это Вайрочана, аспект речи, это Амитабха, и аспект ума, это Акшобхья, и все это самайясаттвы. В их сердцах, соответственно, расположены слоги om, ah и hum, являющиеся джнянасаттвами. Медитируйте, что внутри кругов каждого из трех слогов находится короткое a, испускающее нерушимый звук.

Далее, из слогов om, ah и hum исходит свет. Самайясаттвы растворяются от макушек головы вниз и от стоп ног вверх в джнянасаттв, расположенных в сердце. Потом, джнянасаттвы постепенно растворяются в самадхисаттв, являющихся нерушимыми квинтэссенциями, то есть в [трех] коротких a, испускающих собственное звучание. После этого, самадхисаттвы растворяются в концентрированную точку светоносности и ум пребывает без отвлечения.

Если визуализиация удается четкой, тогда выполните только одну сессию. Если она не четкая, тогда выполните одну сессию для каждой "тотальности" тела, речи и ума. Декламируйте:

Нераздельность трех дверей всех существ и меня,
Аспект тела и прочие, визуализируется как Вайрочана и другие.
В их сердцах om и так далее,
Внутри каждого из них короткое a с собственным звучанием,
Из которых исходит свет,
Растворяющий все снаружи внутрь в концентрированную точку.

Когда вы практикуете эти три отдельно, декламируйте данную строфу с соответствующими изменениями в первой, второй и третьей строках:

Аспект тела нераздельности трех дверей
Всех существ и меня визуализируется как Вайрочана.
В его сердце om,
Внутри него короткое a с собственным звучанием,
Из которого исходит свет,
Растворяющий все снаружи внутрь в концентрированную точку.

При практике речи декламируйте следующее:

Аспект речи нераздельности трех дверей
Всех существ и меня визуализируется как Амитабха.
В его сердце ah,
Внутри него короткое a с собственным звучанием,
Из которого исходит свет,
Растворяющий все снаружи внутрь в концентрированную точку.

При практике ума декламируйте следующее:

Аспект ума нераздельности трех дверей
Всех существ и меня визуализируется как Акшобхьяваджра22.
В его сердце hum,
Внутри него короткое a с собственным звучанием,
Из которого исходит свет,
Растворяющий все снаружи внутрь в концентрированную точку.

b. Последующее растворение

Свет из семенного слога в сердце плавит миры и существ в массу света, которая растворяется в вас. После этого, медитация на трех саттвах та же, что и в "тотальности".

Далее, из этого состояния ум и ветер снова появляются в виде тела божества. Вот, что называют "проявлением иллюзорного тела из ясного света". Чтобы это визуализировать, декламируйте:

Свет из семенного слога в сердце плавит миры и существ.
В форме света они растворяются во мне.
Самайясаттвы тела, речи и ума,
Постепенно растворяются в сфере света.

Таково описание этапов медитации на ясный свет.

E. Пятая йога: бардо

В наставлениях о спотанном освобождении бардо три части:

  1. Первое бардо: проявление дхармакайи
  2. Второе бардо: проявление иллюзорного тела как тела божества
  3. Третье бардо: закрытие дверей перерождения в шести уделах

1. Первое бардо: проявление дхармакайи

Практикующий, находящийся на пороге смерти, должен думать следующее: "Если феномены были бы действительно реальны, тогда смерть была бы невозможна. Однако, я вижу что смерть и разрушение существуют. Соответственно, феномены не реальны, а это означает, что и смерть тоже является проявлением, не имеющим самосущного существования". Таким образам практикующему следует думать о смерти.

Поднесите свое имущество Трем Драгоценностям и избегайте скорбящих друзей, родственников и прочих, которые, в противном случае, отвлекут вас от медитации.

Если можете, то займите физическое положение как при практике чандали. Если не можете, тогда примите позу спящего льва. Сфокусируйте свой ум на гуру и Трех Драгоценностях. Из глубин сердца развивайте веру и принимайте прибежище совершенным образом.

Снова и снова развивайте твердое устремление, думая следующее: "Посредством смерти, я реализую подлинную природу, ясный свет, абсолютную истину. И потом, на благо всех живых существ, я проявлю этап союза махамудры в бардо становления".

Когда вы умираете, сознание глаза растворяется, поэтому воспринимаемые формы становятся смутными. Сознание уха растворяется, поэтому звуки не воспринимаются. Сознание носа растворяется, поэтому запахи не воспринимаются. Сознание языка растворяется, поэтому вкусы не воспринимаются. Сознание телесных ощущений растворяется, поэтому телесные ощущения притуплены.

Земля растворится в воде и тело станет бессильным. Вода растворится в огне и ваш рот и нос высохнут. Огонь растворится в воздухе и тепло в теле уменьшится. Воздух растворится в сознании и ваше внешнее дыхание прекратится, хотя внутреннее некоторое время еще будет.

В этот первый момент возникнет видение, внутренний знак которого похож на дым, а внешний на лунный свет. Во второй [момент] возникнет возрастание, внутренний знак которого похож на светлячков, а внешний на солнечный свет. В третий момент возникнет достижение, внутренний знак которого похож на огни масляных ламп, а внешний на темноту. Потом, в четвертое мгновение достижение растворится в ясном свете, внешний знак которого подобен рассвету, а внутренний, это ваш ум, напоминающий безоблачное небо. Проявится неконцептуальный ясный свет, выходящий за пределы интеллекта и не имеющий ни центра, ни границ.

В этот момент ясный свет медитации этой жизни встретит естественный ясный свет подобно встрече между матерью и сыном. Пребывание в этом приводит к прекращению восьмидесяти концепций и проявлению неконцептуального, свободного от умопостроений, ясного света, дхармакайи. Проявление из этого как иллюзорное тело, это союз обучения. Чтобы визуализировать первое бардо, декламируйте:

Для блага всех моих матерей, шести классов существ,
В момент смерти, после растворения видения, возрастания и достижения,
Я распознаю ум, являющийся встречей ясного света матери и сына,
Лицо естественной, неконцептуальной дхармакайи.

Повторяйте данную медитацию и декламируйте с твердым устремлением.

2. Второе бардо: проявление иллюзорного тела как тела божества

Если вы не достигните осовобождения в первом бардо, то вы перейдете во второе бардо. Движение мысли, путешествующей на ветрах, приводит к проявлению из ясного света достижения с семью характеристиками.

Из достижения проявляется возрастание. Из возрастания видение. Из видения проявляются воздух, огонь, вода и земля. Из этих проявляются органы восприятия и создается тело бардо, которое может безпрепятственно двигаться где угодно.

Пребывайте в ясном свете так долго, как сможете. Когда начнется обратный процесс трех видений, развивайте намерение проявиться как иллюзорное тело в бардо. Чтобы это визуализировать, декламируйте:

Если ясный свет первого бардо оставлен позади
И возникли проявления второго бардо,
Тогда я проявлюсь как высшее тело божества,
Иллюзорное тело в бардо.

Развивайте данное намерение сейчас, чтобы, когда завершиться обратный процесс трех видений и возникнет второе бардо, вы возникли как иллюзорное тело Ваджрайогини.

В качестве альтеранативы, тренируйтесь в абсолютном ясном свете и так далее, чтобы, когда вы проявитесь заново, обратный процесс трех видений и ум мудрости возникли как тело союза за пределами обучения.

3. Третье бардо: закрытие дверей перерождения в шести уделах

Если предыдущие практики не привели вас к высшему состоянию, тогда возникнут явления третьего бардо, такие как проявление утробы. Медитируйте, что ваша будущая мать, это Ваджрайогини, а будущий отец, это Херука. Оставляя желание, закройте дверь утробы. Выберите утробу практикующей видьядхары мантраяны, отца и мать, которые смогут стать вашими гуру.

Когда вы рождаетесь в такой утробе, молитесь к своему гуру отцу и матери о даровании высших посвящений23. Бодхичитта гуру отца и матери смешается друг с другом и вы испытаете блаженство и пустоту. В этот момент, распознайте реализацию тайного посвящения и воспринимайте отца и мать в виде вашего йидама.

Поддерживая постижение пяти пробуждений, станьте нирманакайей посредством рождения, которая есть просто визуальная иллюзия: иллюзия мудрости, где мудрость является её причиной. В состоянии медитации, думая таким образом, завладейте утробой. Чтобы в этой жизни развить намерение достичь этого, декламируйте:

Если во втором бардо не достигнуто тело союза,
Тогда я увижу моих будущих родителей
В виде божеств и отброшу желание.
Я выберу утробу и сознательно перерожусь.

Повторяйте данные строки и медитируйте.

Это было краткое описание этапов визуализации в практике бардо. Если эти три практики не были эффективны, то вы должны посвятить свою благую карму и запечатать её молитвой устремления об обретении чистого перерождения. Чтобы в текущей жизни создать намерение достичь это, декламируйте:

Если в третьем бардо,
Практика трех кай не принесла результат,
Я соберу вместе благую карму трех времен
И посредством посвящения и молитвы устремления, обрету чистое рождение.

Если вы не способны выбрать утробу, совершите посвящение и молитву устремления: "Я вспоминаю и собираю всю благую карму, накопленную мной посредством правильного поведения и так далее. Посредством этой силы, пусть я обрету жизнь, в которой у меня будет возможность практиковать учения дхармы тайной мантры".

Таково описание практики бардо.

E. Шестая йога: перенос сознания

В наставлениях о переносе сознания в момент смерти три части:

  1. Высший перенос сознания в ясный свет
  2. Средний перенос сознания как иллюзорного тела
  3. Малый перенос сознания как тела божества

Первые две части уже были описаны.

3. Малый перенос сознания как тела божества

Здесь три части:

  1. Тренировка в переносе сознания
  2. Перенос сознания, связанный с позицией тела
  3. Силовой метод переноса сознания

a. Тренировка в переносе сознания

Здесь две части:

  1. Тренировка
  2. Применение

i. Тренировка

Положение сидя в позиции ваджры, спина прямая, руки на бедрах. Визуализируйте себя в виде Ваджрайогини, чьи отверстия - рот, урерта, анус, ноздри, уши, глаза и пупок - запечатаны красный слогом hrih.

В центре тела расположен центральный канал толщиной со стебель пшеницы. Его нижний конец ниже пупка. Верхний конец у родничка и раскрыт. Чуть выше этого визуализируйте Ваджрадхару с супругой, как вы это делали в предварительных практиках, и совершите им подношения и восхваления, раскайтесь перед ними в своих нарушениях и падениях и полностью получите от них посвящения. С верой декламируйте:

Гуру! Гуру!
Даруй благословение, чтобы моя смерть возникла как дхармакайя,
Бардо как самбхогокайя,
И рождение как нирманакайя.
Даруй благословение, чтобы после рождения,
Я сам по себе смог привести всех существ к мантраяне махаяны.

Декламируйте данную молитву.

Внутри центрального канала, ниже пупка, на пестике четырехлепесткового лотоса визуализируйте свой ум в виде синего слога a. На каждом из лепестков расположен yam.

Сделайте вдох, этот воздух растворяется в незапятнанном центральном канале и наполняет область под пупком, приводя четыре yam в в движение, в результате чего поток воздуха поднимает слог a. Произнося hik ka семь раз, слог a поднимается до пупка. Произнося hik ka следующие семь раз, слог a поднимается до сердца. Произнося hik ka еще семь раз, слог a поднимается прямо вверх до тех пор, пока он не коснется ног гуру. Далее, отпустите дыхание и произнесите ka hik двадцать один раз, в результате чего слог a опускается на лотос расположенный ниже пупка. Чтобы это визуализировать, декламируйте:

Визуализировав себя божеством,
Внутри нижнего конца центрального канала,
На лотосе, расположен мой ум в виде a.
Благодаря воздуху он поднимается,
Пока не коснется ног гуру на макушке моей головы.
Отпускаю дыхание и a опускается на лотос, расположенный ниже пупка.

Тренируйтесь в этом, пока на макушке головы не появится определенный знак, например, зуд, вздутие, лимфа или нарост.

ii. Применение

Даже если возникли знаки приближающейся смерти, делайте все возможное, применяя различные методы, чтобы предотвратить смерть. Если ничего не помогло избежать смерти, тогда исправьте нарушения ваших обетов и обязательств, поднесите свое имущество Трем Драгоценностям, выполните ганачакру с компаньонами, которые держали свои обеты и обязательства в чистоте, разместите изображение вашего йидама перед собой, а перед ним подношения.

Выполните ранее описанную визуализацию, только вместо четырех yam представьте четыре полукруглых мандалы ветра, поднимающих слог. Он поднимается как и ранее, только на этот раз он растворяется в сердце Ваджрадхары.

Практикуйте данную визуализацию и повторяйте декламацию, где первые четыре строки те же самые, а остальные отличны:

Визуализировав себя божеством,
Внутри нижнего конца центрального канала,
На лотосе, расположен мой ум в виде a.
Благодаря воздуху он поднимается,
И, становясь нераздельным в одном вкусе,
Растворяется в сердце гуру на макушке моей головы.

Это называют "переносом сознания вида нирманакайя".

В другой визуализации в сердце гуру представляют джнянасаттву в виде Ваджрайогини размером с дюйм. В её сердце расположен самадхисаттва в форме красного hrih. Перенос сознания в это называют "переносом сознания вида самбхогакайя".

Когда слог a отправляют в безобъектность, это называют "переносом сознания вида дхармакайя".

b. Перенос сознания, связанный с позицией тела

Лягте в позицию спящего льва, голова направлена на север. Визуализируйте себя в виде йидама. Медитируйте, что ваш ум в форме om расположен в горле, в форме hum в сердце и в форме ah в пупке. Слог ah растворяется в hum. Слог hum растворяется в om. Слог om выходит через левую ноздрю и растворяется в теле йидама.

c. Силовой метод переноса сознания

Здесь не будет описан24.

Краткое описание практики переноса сознания завершено.

III. Завершение [текста о шести йогах]

Здесь четыре части:

  1. Устранение препятствий
  2. Увеличение пользы
  3. Способ прохождения путей
  4. Способ достижения результатов

A. Устранение препятствий

Если во время дыхательных упражнений дыхание слишком форсировано и напряжено или если ключевые моменты дыхательных практик не были поняты, то жизненный ветер может пойти вспять и так далее. Если возникли такие препятствия, скорректируйте их посредством личной беседы с учителем.

Пока вы чистите чашу, возникает запах, подобным образом в результате практики возникают пять ядов и неблагие результаты, которые вы, в противном случае, испытали бы в других жизнях в шести локах. Поэтому, вы испытаете значительное увеличение физической боли, негатива в уме и так далее. Когда такое произойдет, медитируйте на иллюзорном теле и пустотности. Привнести данные переживания на путь посредством таких практик, как пять гвоздей25.

В частности, есть множество практикующих, в которых вошел демон гордости, из-за качеств, которые они развили посредством медитации на пути метода. Поэтому, такие мысли, как "Нет ничего подобного этому даже в уме Будды", надо успокоить в неконцептуальном состоянии, чтобы они смешались в одном вкусе. Не рьвитесь преждевременно приносить пользу другим. Вкратце, существует множество препятствий учению короткого a чандали и его отвлетвлений, таких как иллюзорное тело, и тяжело узнать как их избежать.

Когда ветер удерживается в узлах каналов или в других местах, могут возникнуть самые разные переживания. Если, в ответ на эти переживания, у вас возникают страдания, высокомерие, надежда или страх, то эти переживания станут препятствия для вас. Поэтому, не попадайте под влияние данных препятствий, полагаясь на нектар наставлений учителя.

B. Увеличение пользы

Развивайте непрерывность, подобную реке, веры в гуру, сочувствие ко всем живым существам, усердие свободное от лени, совершенное знание методов, стабильную медитацию в уединении и так далее. Полагайтесь на слова гуру, пока вы не достигните стабильности.

Практикующие малых и средних способностей, развивающие блаженство посредстом символической мудры, должны увеличить пользу посредством кармамудры, то есть супруги, обладающей необходимыми качествами, или посредством воображаемой супруги. Им следует придерживаться поведения согласно их [уровню достижения] тепла.

Обладающие высокими способностями, которые способны практиковать мудру высшей пустотности и так далее, должны придерживаться поведения bhusuka26 и увеличивать результаты посредством махамудры.

Вкратце, результаты увеличиваются посредством практики, согласующейся с индивидуальным уровнем постижения, тремя поведениями изложенными в отцовских тантрах и поведением изложенном в материнских тантрах. В общем случае, результаты увеличиваются посредством сохранения развитых качеств в тайне. Не спешите с вашим преждевременным желанием стать ламой и намерением принести пользу живым существам. Детали вы можете узнать у своего гуру.

C. Способ прохождения путей

На первом пути накопления, омрачения и мысли, приносящие результат в других жизнях, привносятся на путь, когда огонь чандали сжигает семена пяти ядов, которые расположены в пяти местах нечистого тела. На втором пути накопления, данные результаты, а также болезни и демоны, привносятся на путь. На третьем пути накопления, прорываются сквозь континуум перерождения и он привносится на путь. На четвертом пути накопления, нечистое блаженство, ясность, неконцептуальность и пустота привносятся на путь.

Первый путь применения, это тренировка в поглощении ветра-ума в пяти чакрах. На втором пути применения, удержание ветра-ума внутри бесчисленных каналов привносится на путь. На третьем пути применения, происходит встреча с первой истиной в результате привнесения на путь незапятнанного блаженства, ясности, неконцептуальности и пустотности. Четвертый путь применения, это удержание незапятнанных ветров пяти элементов как ветров мудрости. Пятый путь применения, это поочередное возникновение великого блаженства и великой пустоты.

Прохождение пути видения, который является первым бхуми называемый Совершенная Радость, происходит, когда вы впервые воспринимаете один вкус блаженства и пустоты, который вы ранее не воспринимали. Прохождение первого и других путей медитации, которые идут вплоть до двенадцатого этапа называемого Свободный от Привязанностей Лотос, происходит паралельно с прохождением жизненной энергии вверх и так далее, пока не будет достигнут путь завершения.

D. Способ достижения результатов

Далее, изложение результатов. Общие сиддхи или результаты: растворение ветров пяти элементов в центральном канале приводит к проявлению пяти, десяти или больше знаков, например, дым и так далее. Бесчисленные качества возникают в теле, речи и уме. Также достигаются такие общие сиддхи, как четыре активности и восемь сиддх. Таким образом вы достигаете, подчиняете своей силе и увеличиваете мирские сиддхи.

Когда вы полностью проходите путь, вы достигаете высших сиддхи, тринадцатого этапа или этапа Ваджрадхары. Проявление самбхогакайи обладает семью аспектами союза27. Будет танец невыразимой, немыслимой иллюзорной сети эманаций. Существование очищено в сердце просветления. Вкратце, проявится состояние Будды Ваджрасаттвы, великого главы всех будда семейств.

Так завершается краткое описание сессий визуализаций шести йог великолепного Наропы.

У меня нет опыта медитации
Поэтому мне тяжело учить других сути пути,
Но у меня есть уверенность в совершенных наставлениях моих учителей,
И в линии практики - непревзойденной Карма Камцанг.
Я понял и реализовал немного из этого пути,
И представил его здесь в краткой форме.

В Тибете было множество людей,
Которые описали этот путь бесполезными словами,
Неверно поняв чандали стадии завершения
Как всего лишь метод для устранения загрязнений
С основы для очищения, которым является тело.

Мой безошибочный учитель Кармапа28,
Используя лампу мелодичных слов Янгчена Шепа29,
Совершенным образом отделил смысл от бессмысленного.
Кто способен состязаться с ним в знании?

Если вы склоните голову
К ногам Вангчука Дордже, высшего гуру,
Который обладает непрекращающимся сочувствием, и будете следовать его линии передач,
Тогда ясный смысл не будет потерян в общем смысле и непосредственно возникнет.

Если я совершил ошибку раскрытия тайн посредством написания этого текста,
Тогда я прошу у дакинь их прощения.
Пусть все живые существа посредством этой благой кармы,
Войдут во врата сущностного учения и обретут высшее неизменное достижение!

Чтобы удовлетворить просьбу Кармы Вангчука, который учит бесчисленным путям мантраяны, я, Чокьи Вангчук30, монах Шакьямуни, обратился с молитвами к дакиням, чтобы они дали разрешение, установил Кармапу поверх своей головы как украшение и написал этот текст в свои двадцать шесть лет31 в Кьинг Дзонг (Замок Гаруды), дворце Будды32.

  1. 'Phel ka phyir skyed. За переводом загадочной фразы 'phel ka следует объяснение дарованное Трангу Ринпоче.
  2. В оригинальном тексте в этом месте расположена сноска: "Приняв описанную ранее позицию, визуализируйте себя в виде Ваджрайогини, также описанной ранее. В центре вашего тела расположен очень прямой центральный канал синего цвета. Его верхний конец доходит до родничка, который украшен колесом, имеющим спицы вишва ваджры. Его нижний конец находится на пыльнике тайного лотоса. Его ширина размером со средний стебель пшеницы. С правой стороны расположена красная лалана, с левой белая расана. Боковые каналы той же длины, что и центральный, а шириной с наитончайший стебель пшеницы. Ни один из этих трех каналов не касаются друг друга, и все подобны полым колоннам".
  3. Буква e, это первая часть слова evam (что означает "так" и является первым словом сутр и тантр Будды). Это эвфемизм для треугольника и пустотности. В оригинале, это ссылка на форму буквы в шрифте гупта.
  4. Vam здесь является эвфемизмом для обозначения "округлой" формы, а также для ясности и блаженства. В шрифте гупта эта буква имеет округлую форму.
  5. Под "океаном" понимается живот, а под "Горой Меру" понимается спина. Соответственно, здесь имеется ввиду, что живот втягивается вовнутрь настолько, насколько возможно.
  6. Подобно линзе увеличивающего стекла, огненный кристалл создает тепло или огонь посредством фокусирования лучей света в одной точке.
  7. Здесь, под "ртом демона (ракшаса)" понимается анус.
  8. Canaka, это определенно санскритское слово, обозначающее семя нута, но оно слишком большое, чтобы упоминаться в этом контексте. Большой тибето-китайский словарь определяет это как маленькую горошину или боб.
  9. В тексте нет цифры, указывающей где кончается девятая практика и начинается десятая.
  10. Рангджунг Дордже, "Освещая Глубокий Путь Шести Дхарм Наропы", 538-93.
  11. Микьо Дордже, "Шесть Дхарм Наропы", 773-892.
  12. Выражение в скобках, это аннотации в тибетском тексте.
  13. В частности эмблик миробалан.
  14. Лежать, сидеть, стоять, идти.
  15. Белый завитой волос в межбровье, это одна из характеристик будды. Также смотрите примечание 16.
  16. Ушниша, это выступ на макушке головы, являющийся одним из главных знаков великого существа, который характерен для всех будд и йидамов. Практикующие в медитации визуализирует себя божеством, поэтому имеют ушнишу.
  17. Шабкью, это нижняя часть слога hum в тибетской и индийской орфографии и представляет собой гласную "у".
  18. Видение, возрастание и достижение, это имена, следующих друг за другом, состояний ума при наступлении смерти. Они также могут наступить более тонким образом, когда человек засыпает, падает в обморок и испытывает оргазм. За дальнейшими подробностями касательно трех видений или трех видов света обратитесь к "Сокровищнице Знаний, Книга 6, Часть 4: Системы Буддийской Тантры" Джамгона Конгтрула (Итака, Нью Йорк: Издательство Снежный Лев, 2005), стр. 252-70.
  19. Четыре пустых - пустой, очень пустой, великая пустота и всепустой, это имена состояний ума при наступлении смерти, сна и так далее. Они соответствуют видению, возрастанию, достижению и ясному света, в указанном порядке.
  20. Говорится, что в этом контексте, пять пробуждений или пять абхисамбодхи возникают: (1) из различения, (2) из развития бодхичитты, (3) из ваджры стабильности, (4) из ваджры природы, (5) из равенства всех татхагат.
  21. Янгчен, это одно из имен Микьо Дордже, Восьмого Кармапы (1507-54).
  22. Такое длинное имя Акшобхьи встречается, когда он является центральной фигурой мандалы Гухьясамаджа, но здесь не имеется ввиду эта обширная форма.
  23. Тайное, мудрости и четвертое посвящение. Посвящение сосуда не относится к высшим посвящениям.
  24. Силовой метод, это, по сути, та же практика, только с дополнительными методами связанными с позицией тела, контролем дыхания и поддерживающей тростью.
  25. Gzer lnga: (1) развитие опыта посредством болезни, (2) трансформация смерти в помощника, (3) препятствия как сиддхи, (4) спонтанное освобождение мыслей и концепций, (5) омрачения взятые на путь.
  26. "Тот, кто только ест и спит", выведено из санскритского слова, обозначающее есть, - bhukta, санскритского слова, обозначающего спать - supta, и ka - имеющего смысл "тот, кто".
  27. Семь аспектов союза: (1) самбхога аспект, (2) аспект союза, (3) аспект великого блаженства, (4) аспект отсутствия самосущности, (5) аспект наполненности сочувствием, (6) аспект непрерывной продолжительности, (7) аспект непрекращаемости.
  28. Вангчук Дордже, Девятый Кармапа (1556-1603).
  29. Микьо Дордже, Восьмой Кармапа (1507-54).
  30. Шестой Шамарпа (1584-1630).
  31. Это было бы в 1609. Вангчук Дордже, Девятый Кармапа, умер шестью годами ранее в возрасте сорока семи лет. Девятнадцатилетний Шамарпа, уже признанный как один из величайших пандит, стал его приемником. Он написал этот текст в возрасте двадцати пяти лет, то есть в его "двадцать шестой год", так как в Тибете при рождении считают, что человеку уже исполнился один год. Через год после написания этого текста Шамарпа официально распознал шестилетнего Чойинг Дордже, Десятого Кармапу (1604-74).
  32. Это ритритное место в Тсурпу, резиденция кармап, расположенная севернее Лхасы в центральном Тибете.